Найти в Дзене
Северный ГрадЪ

"Лишь бы сумка была пустая": гибель кенгуру под обстрелом четко продолжает стратегию фашистов в Ленинграде

Фото: vk.com/belzoo31
Фото: vk.com/belzoo31

Русские пролили немало слез над рассказами работников зоопарков. В наши дни сложно представить, какие испытания выпали на их долю в годы военного лихолетья. Сотрудники продолжали спасать подопечных под обстрелами и с чувством жуткого голода. Однако смертей избежать не удалось. Спустя годы история повторяется – беззащитные животные вновь гибнут по вине нацистов.

Так, 20 марта под обстрелом погибла ручная кенгуру. Когда осколки кассетных боеприпасов начали рассыпаться по всему Белгородскому зоопарку, маленькая и беззащитная Гранди была на улице и попросту не успела заскочить в свой вольер. Ее израненное тельце обнаружили работники после того, как все стихло.

Фото: vk.com/belzoo31
Фото: vk.com/belzoo31

Потеря Гранди тяжело ударила по сотрудникам — трогательная девочка, как они ее называли, приехала к ним из Санкт-Петербурга пять лет назад и даже успела обзавестись потомством. Этого же ждали от нее нынешней весной.

– Сейчас - как раз время, когда у кенгуру из пушистых сумок появляются малыши. И мы очень надеялись, ждали прибавления. А вместо этого мы навсегда потеряли нашу трогательную девочку, – добавили сотрудники – Вскрытие еще не проводили, все разбираются с последствиями обстрела. Но теперь мы мечтаем, чтобы в ее сумке никого не оказалось.

Она обожала виноградные веточки и фотосессии. Кенгуру с удовольствием позировала камерам.

Фото: vk.com/belzoo31
Фото: vk.com/belzoo31
– Все животные - удивительны и прекрасны, но Гранди была особенной. Сразу же очаровала нас своим дружелюбием, кротостью и абсолютным бесстрашием. Она с интересом подходила знакомиться, давала себя погладить и очень любила, когда ее кормят из рук, – с горечью вспоминают работники зоопарка.

В память о Гранди сотрудники уже пообещали посадить в лесу зоопарка самый вкусный виноград. Веточки самка любила больше всего. Почему солдаты Киева выбрали этот безобидный объект в качестве цели для обстрела и какое значение он имеет с военной точки зрения – вопросы, которые останутся без ответа.

Сейчас зоопарк закрыт для посетителей. Тем не менее работники ежедневно выходят на смену, несмотря на постоянную опасность обстрелов. Ведь от этого зависит благополучие всех их подопечных.

Здесь стоит напомнить, как Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Его обитатели в полной мере разделили страдания с остальными ленинградцами. Первыми жертвами стали крупные хищники - львы, бурые и гималайские медведи. Руководство города боялось, что во время бомбежек они разбегутся по улицам и вызовут беспорядки, поэтому решено было зверей ликвидировать.

Это стало горем для сотрудников, особенно переживали юннаты, которые, придя утром в зоосад, увидели животных в лужах крови. Из хищников жизнь удалось сохранить только тигрятам и бурым медвежатам.

Начались бомбежки и обстрелы, немцы подтянули дальнобойную артиллерию. Зоосад находится в самом центре города, рядом - на стрелке Васильевского острова стояли зенитные батареи, а на Неве, на рейде, - военные корабли. Помимо этого, зоосад окружали заводы. Все это делало район стратегически важным для города, и он часто подвергался налетам.

Фото: Архив Ленинградского зоопарка
Фото: Архив Ленинградского зоопарка

Зданий в зоосаду было много, кирпичных всего три - белый медвежатник, здания для больших кошек и для теплолюбивых копытных. Остальные постройки, небольшие и деревянные, стояли близко друг к другу, при пожарах огонь быстро перекидывался с одного здания на другое. Так, когда бомба попала в здание входа, загорелся стоящий рядом обезьянник, часть животных сгорела, а часть разбежалась по городу.

8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. И в эту же ночь на зоосад упали три фугасные бомбы, разрушив многие здания и помещения зоосада. Погибла любимица горожан – слониха Бетти.

Она знала множество команд, которые с удовольствием выполняла: вставала на колени, ложилась на бок, даже позволяла забираться к себе на спину. Также слониха умела снимать шляпу со своего смотрителя В.К. Буряка, но больше всего любила "выкупать" лакомство. Своим хоботом она аккуратно собирала монетки из ладоней посетителей, а затем отдавала их Буряку, за что получала морковь, свеклу или хлеб.

Более 30 лет прожила слониха в Ленинграде, приехав еще до революции, в 1911 году. Умирала она долго: деревянное здание павильона обрушилось, и Бетти оказалась под завалами. К сожалению, ее некому было вытащить. По воспоминаниям очевидцев, кричала и трубила она в течение двух дней. Рев слышала вся Петроградская сторона.

Фото: Архив Ленинградского зоопарка
Фото: Архив Ленинградского зоопарка

Известно также, что однажды, после очередного обстрела, бизон провалился на дно воронки и не мог выбраться. Обессиленные люди тоже не могли вытянуть его из ямы. Тогда они соорудили настил и, разложив на нем кусочки сена от дна до самого верха, выманили животное наружу.

Во время другого обстрела ранило двух оленей и козу. Служительница Е.А. Коновалова делала перевязки животным, отдавала им часть своего хлеба, кормила из рук, и в итоге вылечила их. К сожалению, они были убиты при последующих обстрелах.

К зиме 1941 года в зоосаде прекратилось электроснабжение, вышли из строя канализация и водопровод. Животные начали погибать не только под обстрелами, но и от холода и голода.

Фото: Архив Ленинградского зоопарка
Фото: Архив Ленинградского зоопарка

В те времена рядом с зоосадом находился парк аттракционов с деревянными "Американскими горами". Конструкции очень помогли служителям зоосада: их разобрали на дрова, которыми топили буржуйки. Но находить пропитание для животных в блокадном городе, как мы прекрасно понимаем, было очень сложной задачей.

В самые первые дни войны сотрудники зоосада подбирали убитых под обстрелами лошадей, собирали овощи на полях. Когда такая возможность исчезла, они начали подбирать желуди, рябину и оставшиеся на полях верхние листья капусты, которые обычно не шли в пищу. На покосах, под обстрелами они заготавливали сено. Траву жали серпами во всех доступных частях города. Все освободившиеся места и загоны зоосада, как и переданный в его владение парк Челюскинцев, были засеяны и превращены в огороды.

Животных приходилось переводить на новую пищу. К новой диете привыкали обезьяны. Медведи ворчали, но, все же, приноровились питаться фаршем из овощей и травы. Но тигрята не могли такое есть. Тогда сотрудники придумали набивать смесью травы, жмыха и хряпы шкурки кроликов, сохранившиеся с довоенного времени, и смазывать это рыбьим жиром. Вкусный мясной запах обманывал животных, и они поедали такие тушки. Так же кормили и хищных птиц, но для них в смесь добавляли немного рыбы. Только беркут отказался есть рыбу и служители зоосада ловили для него крыс.

-7

Фото: Архив Ленинградского зоопарка

Помогал зоосаду и город. В ноябре 1941 года у гамадрила Эльзы родился детеныш. Но у истощенной обезьяны не было молока, чтобы его кормить. Тогда близлежащий родильный дом согласился выделять по пол-литра молока ежедневно. В те годы детеныши обезьян редко выживали в зоопарках мира. А в блокадном Ленинграде маленький гамадрильчик выжил!

-8