Найти тему

Константин Бондаренко: В информационном пространстве создается искусственная реальность

Вы заметили, как в последнее время в информационном пространстве создается искусственная реальность? Как формируется «искусственное большинство»?

На днях мы с приятелем обсуждали настроения в обществе. Он меня убеждал, что украинцы никогда не примут одну идею (не буду конкретизировать ее суть). Его аргумент: разве ты не видишь реакцию в соцсетях? Украина просто взорвется, если кто-то предложит эту идею.

Но ведь соцсети — это не Украина. Это имитация украинского общества. Это «тусовка». Причем тусовка, не способная к активному действию. Она не способна к объединению в действенную силу. Она легко управляема и манипулируема — и одновременно служит инструментом манипуляций. В основе самой идеи — попытка тиражирования определенного мнения через артикулированную позицию нескольких сотен или тысяч популярных фигур, представляемых как «лидеры общественного мнения» (большая часть из них — журналисты, активисты грантовых организаций, люди творческих профессий, а также политики). В последнее время в роли ЛОМов все чаще выступают «люди в форме» и волонтеры — у них нет громких имен, но существует доверие общества к «человеку с ружьем». Их задача — формировать видимость мейнстрима. У каждого из них есть свои подписчики и свои «френды», своя аудитория. Интересно, что на 2/3, а то и больше, они пересекаются. То есть, когда речь идет об «мнении большинства», на самом деле речь идет о «мнении тусовки».

Тусовка при этом — явление агрессивное, живущее по принципу виртуальной стаи. Она запросто может попытаться устроить обструкцию (и даже остракизм) неугодным. В ход пойдут все возможные методы — морализаторство, буллинг, насмешки, мемы, нецензурные выпады. И это подается как общественное мнение.

В 2014 году мы имели дело с «революцией тусовки» — Майдан был организован в соцсетях (обращение Найема), поддерживался соцсетью и победил за счет тиражируемых в соцсетях мифов, подкрепленных иностранной помощью.

В 2019 году мы получили «диктатуру тусовки» — к власти пришли люди, живущие понятиями «рейтинг», «овации», «райдер», «гастроли», «срубить бабла». Люди, привыкшие к выступлениям на корпоративах (еще одно проявление тусовки), продвигающие своеобразное «тусовочное искусство». Люди, привыкшие к атрибутам тусовки — увлечение псевдозападными веяниями, стиль «Голливуд», дорогие аксессуары, пятизвездочные отели, аляповатость, дорогой алкоголь, кокаин, «марки», «план», аморальность как норма жизни. Это люди, не производящие блага, но активно ими пользующиеся. Люди, никогда ранее не пытавшиеся понять, как функционирует государственная машина (оттого «райдер» и «рейдер» в их сознании — слова-синонимы, не несущие негативного содержания). Наконец, люди, живущие не по принципу «надо», а по принципу «хочу» — такие себе великовозрастные дети.

Я не буду говорить о том, что получилось в результате. Я о структуре нынешнего общества в Украине, которую мы получили как результат трансформаций за последнее десятилетие.

Вершина общественной пирамиды — это «тусовка». Пати длиною в пять лет продолжается. На каком-то этапе эта тусовка решила использовать стиль милитари — проводятся же пати в гангстерском стиле или в стиле ню? И все дружно надели на себя худи цвета хаки, берцы и перестали бриться.

Дальше идет идеологическое окормление «правящей тусовки» — через социальные сети создается «мейнстрим». Кто не в мейнстриме — тот лузер. Кто против мейнстрима — тот агент Путина.

Дальше — симбиоз силовиков и бандитствующих «активистов» — для давления и запугивания инакомыслящих, которые так и не поверили, что дважды два — пять. В последнее время эта категория пополнилась еще одной прослойкой — сотрудниками ТЦК.

А дальше — те, кто делают бизнес благодаря тусовке. В последнее время появилось немало видов «бизнеса на войне». Он крышуется властью и работает в смычке с властью. Я как-то отдельно разберу этот кейс. Но задача «подкрышного бизнеса» — в том числе финансировать лозунги и месседжи «тусовки» — в том числе через социальные сети.

Эта запись также доступна в Telegram автора.

Об авторе:

КОНСТАНТИН БОНДАРЕНКО
  Политолог
Все публикации автора »»

Источник
_______________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.