Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Этих погибших летчиков-испытателей не знают, в отличие от самолетов, которые они научили летать

Оглавление

33-й год взял за точку отсчета условно. Это первый год второй советской "пятилетки", в которой происходило бурное развитие авиации, реализовывалась "гигантская задача аэрофикации" страны. Новые типы самолетов поднимали в воздух летчики-испытатели. Они делали исключительно важную и опасную работу. Однако известно о них намного меньше, чем о самолетах, которые они научили летать.

В испытательных полетах в 1933-1943 гг. погибли более 30 летчиков-испытателей (их список будет приведен в моей следующей статье). Между тем, имена погибших (кроме Героев Советского Союза В.П. Чкалова, П.Г. Головина, Г.Я. Бахчиванджи и еще 2-3 человек) - большинству из нас неизвестны. В этой статье расскажу о тех неизвестных летчиках-испытателях, которые проявили геройство в воздушных боях еще в годы 1-й Мировой войны, а в годы советской власти погибли в испытательных полетах. К сожалению, некоторых из них, например В.И. Борисова, нет даже в опубликованных списках погибших летчиков-испытателей...

Борисов Василий Иосифович

В.И. Борисов
В.И. Борисов

Василий Борисов родился в 1889 году в городе Гаврилов Посад (ныне - Ивановской области).

Прапорщик Борисов Василий Иосифович в годы 1-й Мировой войны воевал летчиком в 3-м и 24-м авиаотрядах. Он одержал 5 воздушных побед, принудив вражеских лётчиков приземлиться на своих аэропланах на русской территории. Сведений о его награждении в Русской императорской армии не имеется. В 1918-1924 годах Борисов служил в авиационных частях РККА. С 1932 года, после увольнения в запас, работал летчиком-испытателем на нескольких авиазаводах, в том числе на авиазаводе № 18 в г. Воронеже. Он поднимал в небо и испытывал планер 12П (1934 г.), самолет К‑12 (1936 г.), серийные ТБ‑3, РД, ДБ-3Ф, Ер‑2 и их модификации. В 1938 г. ему было присвоено воинское звание "майор", в 1940 г. В.И. Борисов стал летчиком-испытателем 2-го класса.

Погиб 5 сентября 1941 года в авиакатастрофе на самолете ДБ-3А. Самолет попал в дождь и туман, разбился при вынужденной посадке у села Яз в 270 км. от г. Горького. Весь экипаж (3 чел.) погиб. Полет не был испытательным. Это был перегон бомбардировщика по маршруту Казань – Воронеж.

В.И. Борисов награжден орденом Красной Звезды.

Волковойнов Михаил Александрович

М.А. Волковойнов
М.А. Волковойнов

Михаил Волковойнов родился 20 августа 1894 года в городе Вольске, ныне Саратовской области. В армии с 1914 года, подпоручик. В 1916 году окончил Гатчинскую авиашколу. В 1916-1917 годах — старший унтер-офицер 4-го армейского авиаотряда. Был контужен. Награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

С февраля 1923 года М.А. Волковойнов находился на лётно-испытательной работе в НОА (с 1926 г. - НИИ ВВС) (1), затем - в ЦАГИ.

Погиб 9 мая 1933 года при проведении испытаний самолёта Р-5. В этот день проводились испытания противоштопорного устройства (2). Надеясь вывести самолет из штопора, Волковойнов покинул его слишком близко от земли. Парашют не успел наполниться, и летчик погиб.

Награждён двумя орденами Красного Знамени.

Екатов Аркадий Никифорович

А.Н. Екатов
А.Н. Екатов

Аркадий Екатов родился 19 июня 1897 в городе Вильнюсе. В 1915 году окончил Московскую лётную школу. На фронте сбил самолёт противника, за что был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

С 1920 года работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 1 в г. Москве. Испытывал истребители Н.Н. Поликарпова. В марте 1940 года стал испытателем в ОКБ Микояна, испытывал истребители МиГ-1 и МиГ-3. 5 апреля 1940 г. впервые поднял в воздух И-200 (прототип МиГ-1).

13 марта 1941 года во время испытательного полета с целью определения скороподъемности и максимальных скоростей по высотам с замером расхода горючего произошла катастрофа истребителя МиГ-3, которым управлял А.Н. Екатов. Причиной катастрофы стало разрушение крыльчатки нагнетателя мотора АМ-35А в режиме набора высоты. Вследствие резкого толчка летчик ударился головой и потерял сознание. Погиб при столкновении истребителя с землей.

Лётчик-испытатель 1-го класса. Заслуженный лётчик СССР (1925). Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Кулешов Василий Федорович

Василий Кулешов родился 29 декабря 1893 года. В годы 1-й Мировой войны летал во 2-м Кавказском авиаотряде, после окончания в 1916 году Тифлисской школы лётчиков. Младший унтер-офицер. С 1918 г. - в РККА.

В годы гражданской войны – лётчик 1-го и 47-го советских авиаотрядов. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС – лётчиком-инструктором Борисоглебской военной авиационной школы, лётчиком-испытателем НИИ ВВС. С апреля 1930 года – в запасе, работал лётчиком «Добролёта». С августа 1933 года – лётчик-испытатель авиазавода №1 (г. Москва); испытывал самолеты Н.Н. Поликарпова, а также МиГ-1 и МиГ-3.

29 мая 1940 года В.Ф. Кулешов выполнил первый полёт на истребителе ИС-1 (конструкции В.В. Шевченко).

В 1934 году при возникновении пожара на И-7 покинул самолёт с парашютом.

Погиб 12 января 1941 года при выполнении испытательного полёта на серийном МиГ-3.

Лётчик-испытатель 2-го класса (1940). Награждён медалью «За трудовое отличие» (1939).

Снегирёв Михаил Артемьевич

М.А. Снегирев
М.А. Снегирев

Михаил Снегирев родился 7 февраля 1891 года в г. Ярославле. С 1912 года на службе в Русской Императорской Армии. В апреле 1914 года окончил моторно-авиационный класс Гатчинской авиашколы.

В годы Первой Мировой войны - старший механик авиаотряда. После окончания в 1916 году Московской авиашколы воевал лётчиком 2-го истребительного авиаотряда. Прапорщик М.А. Снегирев награжден двумя Георгиевскими крестами 4-й степени (декабрь 1916 г.), Георгиевской медалью 4-й степени. 12 июля 1917 года Георгиевский крест 4-й степени заменен на Георгиевский крест 3-й степени (3).

С мая 1918 года - в Красной Армии, готовил летные кадры в Московской авиашколе. После гражданской войны - летчик-инструктор в нескольких авиашколах, с сентября 1925 года - на лётно-испытательной работе. С декабря 1929 года — начальник ЛИС Харьковского авиазавода, испытал 36 моделей машин.

Погиб 21 ноября 1933 года в испытательном полете на многоцелевом тяжелом самолете К-7. Задание предусматривало после набора высоты 1000 метров полет к мерному километру, над которым надо было снизиться, до высоты 100 метров и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью. На третьем проходе самолет клюнул носом и под углом 30-40° на максимальной скорости врезался в землю.

Вместе с М.А. Снегиревым погибли 13 человек — экипаж и пассажиры из числа специалистов авиапрома, 5 человек выжили.

(окончание следует)

(1) В НИИ ВВС — ГЛИЦ им. В.П. Чкалова (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации) работало более 10 Георгиевских кавалеров: Бруни Николай Александрович (1891–1938), Волковойнов Михаил Александрович (1894–1933), Гаранин Михаил Михайлович (1896–1942), Дедюлин Александр Григорьевич (1893–1938), Карпов Василий Васильевич (1893–1953?), Курбатов Николай Николаевич (1886–1937), Матсон Гаральд Александрович (1893–?), Ноздровский Степан Андреевич (1888– 1949), Раевский Александр Евгеньевич (1887–1937), Снегирёв Михаил Артемьевич (1891–1933), Стоман Евгений Карлович (1895–1964).

(2) На передние межкрыльные стойки биплана Р-5 № 5215 слева и справа были установлены поворотные щитки-профили шириной 35-40 сантиметров.

(3) В декабре 1917 г. М.А. Снегирев Был представлен к награждению орденом Св. Георгия IV ст. и к производству в подпоручики.

В следующей статье: Мартиролог 33 летчиков-испытателей, погибших в 1933-1943 годах.

Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi

Мои книги в издательстве Ridero