Старшеклассница Лиллиан отправляется на школьную экскурсию в Вашингтон. Устав от надоевших одноклассников, она решает сбежать.
Шон Прайс Уильямс, режиссёр «Нежного востока», — дебютант, но лишь в директорском кресле. Он уже много лет работает оператором, причём не на больших студийных фильмах, а на относительно незаметных, иногда почти андеграундных. Один из самых успешных проектов Уильямса — картина «Хорошее время» за авторством звёздочек современного американского независимого (хотя сейчас и не такого уж) кино братьев Сэфди.
Во время просмотра факт, что фильм «Нежный восток» (к слову, представленного на прошлогоднем Каннском «Двухнедельнике режиссеров») сделан бывшим оператором, в общем, не удивляет. Визуал и повышенный эстетизм — главные достоинства дебюта Уильямса. Зернистая, но при этом очень тёплая картинка («Восток» снят на 16-мм плёнку), отсылающая ко временам Нового Голливуда; нестандартные операторские решения и лихой, местами хаотичный монтаж; ненавязчивая гитарная музыка на фоне, навевающая воспоминания об американских шестидесятых — всё это выдает в Шоне Прайсе Уильямсе того ещё ретромана. В одном из интервью он даже признавался, что из принципа не смотрит фильмы, снятые после 70-х годов прошлого века. И это чувствуется.
Отдельная большая удача фильма — Талия Райдер, исполнившая первую главную роль в своей актёрской карьере. Хрупкая и тонкая шатенка с будто подёрнутыми нездешней дымкой ярко-голубыми глазами и невероятным обаянием, при этом не лезущая за словом в карман и свято пестующая свою независимость, — Райдер создала до невозможности притягательный образ.
После дифирамбов эстетической составляющей фильма «Нежный восток» может показаться, что кроме красивой картинки и ламповой атмосферы в нём больше ничего нет. И действительно, сценарно лента провисает и, в общем-то, является серией слабо связанных между собой зарисовок разной степени психоделичности и безумия. Но менее обаятельным и забавным, а временами и печальным, фильм от этого не становится. Стиль и эстетика здесь не перевешивают, не забирают из картины тепло, а только приумножают его.
Однако, несмотря на вышеназванные огрехи в сценарии, в фильме «Нежный восток» все же есть устойчивые лейтмотивы. Это рассказ о современной Америке и её теперешнем состоянии, а также размышление о её возможном будущем. Это своего рода психоделико-сюрреалистическая одиссея, в которой, правда, в роли путешественника выступает не бравый ветеран Троянской войны, а угловатая девушка-подросток, которая, в отличие от своего древнего предшественника, не имеет никакой чёткой цели.
Но, как писал философ Юнгер, дальше всех заходит тот, кто не знает, куда идти. В своем путешествии Лиллиан будто пытается создать себя заново, по-разному аттестуясь каждому новому знакомому, присваивая себя роли, ей не принадлежащие. Маленький и тихий «Нежный восток» вполне может пристроиться в ряд к триумфаторам недавно прошедшего «Оскара», а конкретно, конечно, к «Бедным-несчастным» и «Барби». Это тоже история об эмансипации и пути молодой женщины к самой себе. Разве что, в случае с Лиллиан исход этого пути представляется не таким однозначным.
Фильм «Нежный восток» — крохотное, не очень ровное и ни на что не претендующее инди-кино, которое умудряется говорить о больших и важных вещах, при этом весело дурачась, а не корча серьёзную мину. А еще оно гарантированно сделает вам красиво. Правда, возможно, не всегда приятно.
АВТОР Андрианов Максим