На протяжении всей человеческой истории собаки служили не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и музами. Их увековечивали в живописи и скульптуре, на гравюрах и фотографиях.
Собаки символы смерти в добром ключе.
Они являются проводниками между физическим и потусторонним миром. Именно по этой причине собаку иногда называют символом смерти — поскольку она может служить стражем эфемерных областей и проводником во душевных путешествиях. Здесь можно вспомнить и египетского бога Анубиса с головой шакала, который сопровождал умерших в загробный мир.
Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.
У кельтов собаки служили символом героизма, воплощая в себе такие важные для воинов качества, как отвага, выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты, но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод, охоты и исцеления.
В Китае, как и у большинства народов, собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства.
Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников. Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках, как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.
Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на картинах и гравюрах, правда, чаше всего в своре.
Одним из самых больших ценителей и знатоков собак в искусстве Ренессанса (Возрождение) считается Якопо да Понте Бассано. Точность и достоверность, с которыми художник изображает псов, говорит о том, что Бассано наверняка проводил много времени, наблюдая за этими животными, изучая их строение и повадки.
В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом человека и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.
К концу 17 столетия, любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.
Традиция охоты с изображением собак остается по сей день, и даже в 19 веке, можно найти картины с сценой охоты вместе с собаками. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении нескольких псов, хоть на самом деле численность королевских стай порой доходила до 1000 особей.
Так, к примеру, гончие использовались лишь для нахождения и преследования зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.
В 19 веке в живописи стали появляться полноценные портреты собак, причем иногда за этими портретами стояли удивительные истории. Например, в 1831 году Эдвин Ландсир написал портрет ньюфаундленда по кличке Боб. Этот огромный пес был спасен после кораблекрушения у берегов Англии и поселился в лондонском порту. Боб и сам стал спасателем — за 14 лет он вытащил из воды более 20 тонущих людей. За эти заслуги пса сделали почетным членом Королевского гуманитарного общества, наградили медалью и обеспечивали едой. С тех пор отдельная порода черно-белых собак, родственных ньюфаундлендам, носит название Ландсир.
Согласно данным музея Штедель во Франкфурте-на-Майне эта картина, на которой изображена собака самого Франца Марка по имени Рути, стала самой популярной картиной музея в 2008 году. Примерно в 1911 году, когда эта работа была закончена, Марк решил сосредоточиться на изображении животных, потому что считал их единственными искренними существами в развращенном мире.
С 1995 года современный художник Дэвид Хокни нарисовал сотни портретов своих спящих и играющих такс Стэнли и Буджи. Хокни писал: “Я не собираюсь извиняться за обыденность сюжета… эти два прекрасных маленьких существа мои настоящие друзья”.