Ко дню рождения русской писательницы Веры Пановой (1905 – 1973) и 80-летию написания повести «Евдокия».
Одна из самых известных и всенародно любимых в свое время писательниц, заслуживших и официальное признание (лауреат трёх Сталинских премий) – Вера Федоровна Панова. Сегодня ее вспомнит не каждый читатель, может, только увидев в титрах старых фильмов «Евдокия», «Сережа» или «Спутники» имя автора романов и повестей, по которым написан сценарий.
Семьдесят лет назад имя Веры Пановой гремело - сочинения культового литератора появлялись на страницах всех «толстых» журналов, книги печатались стотысячными тиражами, в театрах шли пьесы, снимались художественные фильмы.
«Пусть внуки когда-нибудь прочтут, какая-такая была у них бабка, плебейка, вышедшая в число писателей», — Вера Фёдоровна по-настоящему, искренне гордилась известностью.
Родилась будущая писательница 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону в купеческой семье. Несмотря на такой статус, детство ее прошло в крайней бедности: отец утонул, катаясь на яхте, мать еле тянула существование семьи, получая гроши в аптекарской конторе.
Всего четыре класса гимназии окончила Вера, на большее не хватило средств, но упорная девочка продолжила обучаться дома, впоследствии указывая во всех анкетах, что все, что она узнала - только благодаря самообразованию. Знаний вполне хватало, чтобы подрабатывать репетиторством, готовя малышей в гимназию, а затем и для написания газетных заметок в газете «Трудовой Дон».
Вера Панова всем сердцем полюбила журналистику и с головой ушла в мир газетных репортажей, фельетонов, статей и очерков. В детских газетах и журналах «Костёр», «Горн» и «Ленинские внучата» проклюнулись первые ростки создания авторской прозы - повестей и рассказов, посвящённых подрастающему поколению страны Советов.
В 1935 году из славного Ростова-на-Дону Вере Пановой пришлось спасаться бегством: начались чистки, арестовали и сослали на Соловки мужа, ее саму моментально уволили с работы - готовился трагический финал, которого чудом удалось избежать. В провинции Панова продолжала писать: появились оставшаяся в безвестности пьеса «Илья Косогор» и пьеса «Старая Москва», которую готовил к постановке Юрий Завадский. Но война внесла свои коррективы, стало не до творчества, а жизнь наполнилась непреходящим ужасом: пересыльный лагерь под Псковом, пеший переход под бомбежками на Украину, где остались родные, спасение в лесу от угона в Германию…
Война окончилась для Веры Пановой в Перми, городе с огромным количеством эвакуированных детей, оставшихся без родителей.
«Наиболее стремились получить ребёнка на воспитание те люди, – вспоминала писательница, – у которых было много детей. Помню одного милиционера и его жену, у них было трое собственных детей, жили они в коммунальной квартире, а между тем – как они добивались получить из детдома ещё одного ребёнка. Им отказывали, ссылаясь на неважное их устройство, а они продолжали, что называется, обивать пороги учреждений, пока не добились своего. Помню, как гордо они уводили из детдома сиротку-девочку, держа её за руки, как жена милиционера строила планы, как она оденет девочку (свои дети у неё были мальчики). Всё увиденное показалось мне так важно, что захотелось написать не очерк, а повесть, хотя бы совсем маленькую», - писала Вера Федоровна в своей последней книге «О моей жизни, книгах и читателях».
Тогда же и родилась ненадуманная и трогательная повесть «Евдокия».
«Эту скромную повесть я считаю подлинным моим дебютом в литературе, с нее я уверовала в себя и стала писать более свободно».
Сначала повесть называлась «Семья Пирожковых» - по фамилии того самого многодетного милиционера из пермской коммуналки. Текст напечатали в журнале «Прикамье», на читку собрался весь коллектив редакции, набившись в маленькую комнатку. Здесь Вера Панова впервые увидела реакцию слушателей: равнодушных глаз не было.
… После демобилизации с фронтов Гражданской войны молодой рабочий Евдоким Чернышев решает жениться, мечтая о большой семье. Его напарник старик Авдеев, не откладывая дела в дальний угол, знакомит положительного Евдокима со своей дочерью, Евдокией. Сама судьба свела: даже зовут невесту так же, именно с нею должен он свить своё заветное гнездо:
«Светлая, спокойная, разумная жена виделась ему - помощница и советчица; светлые, ласковые дети...».
Однако после скорой женитьбы страшное известие свалилось на голову Евдокима: не будет у его ясной красавицы жены детей: нагрешила в ранней молодости, да еще и с иноверцем – татарином Ахметкой. Но дети появились, один за другим, целых пятеро, правда, трое совсем чужих и двое сирот-племянников. Приемные малыши. Подобранный на улице Андрей. Подброшенный на крыльцо Сашка. Дружные дети, работящие, любящие своих родителей.
Но наше знакомство с повестью «Евдокия» начинается обычно не с прочтения самого произведения, а с просмотра культового фильма Татьяны Лиозновой, снятого ею в 1961 году, где главную роль с большим успехом исполнила известная киноактриса Людмила Хитяева. Фильм сам по себе замечательный, и режиссерская постановка очень близка тексту повести, но отличия все же очень существенные.
Во-первых, в повести Пановой гибнет Андрей, тот самый беспризорник, которого Евдоким привел с улицы, причём, глупо, нелепо: проверяя свою юношескую удаль и смелость, прыгнул с поезда под откос и разбился. Что случилось с Павлом, у Пановой неясно: финал повести открыт, и повествование заканчивается сценой, когда в дом к Чернышевым стучится почтальон и приносит письмо с фронта. Что в этом письме, читатель не знает… В фильме талантливый художник Павел гибнет на войне, и смерть его заставляет богобоязненную Евдокию отвернуться от Бога, стать воинствующей атеисткой. В книге нет такой резкой смены убеждений, характер главной героини не меняется, разве что становится она менее суеверной, да и гадалкам не верит больше.
На первоначальном варианте повести Вера Федоровна Панова не остановилась, несколько лет отшлифовывала детали, дала произведению новое название:
«Переписывая повесть, - сообщала Панова, - я поняла, что она неправильно названа, что главное драматическое лицо в ней и главный характер - Евдокия, и назвала повесть ее именем. Под этим именем повесть с тех пор и переиздавалась, и на экраны вышла, и переведена на многие языки».
Под впечатлением от повести Пановой и созданного на ее основе фильма ростовский писатель Виталий Семин верно заметил, что «Евдокия» «заключает в себе особую авторскую идею человеческого счастья: неторопливое, как в жизни, течение событий, которые на первый взгляд движутся лишь за закрытой домашней дверью, постепенно увлекают вас развитием очень ясной и очень гуманной авторской мысли. И счастье, о котором говорится в фильме, перестает казаться вам таким уж простым, а домашняя дверь – закрытой».
«На улице Кирова, бывшей Пермской, стоит двухэтажный бревенчатый дом Евдокима Чернышева, кузнеца. Евдоким воздвигал его почти двадцать лет…».
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!