Найти тему
7Дней.ru

8 красивых советских мультфильмов, которые затмили Disney

Оглавление

Великие работы аниматоров из СССР.

   «Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма
«Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма

Если оперировать современными терминами, советская мультипликация — продукт самобытный, рассчитанный скорее на внутреннюю аудиторию, но вместе с тем — со всех точек зрения качественный. В нашей сегодняшней подборке вспоминаем восемь шедевров, созданных отечественными мультипликаторами, которые ни в чем не уступали американским коллегам, а в чем-то даже превосходили их.

«Снежная королева», 1957

   «Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма
«Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма

Экранизация одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена стала девятым полнометражным мультфильмом студии «Союзмультфильм». Особо примечателен способ создания главного персонажа — королеву рисовали с применением «ротоскопирования», то есть загримированную актрису сначала снимали на пленку, а затем полученное изображение покадрово переводили в рисунки. Великий Хаяо Миядзаки, пожалуй, самый известный и уважаемый мультипликатор в истории, как-то сказал, что выбрал себе дело жизни, посмотрев «Снежную королеву». Это ли не лучший комплимент?

«Петя и Красная шапочка», 1958

   «Петя и Красная шапочка», 1958 кадр из мультфильма
«Петя и Красная шапочка», 1958 кадр из мультфильма

Желание осовременить классику было присуще многим творцам еще в середине прошлого века. В «Союзмультфильме» тоже решили не проходить мимо и добавили в классическую историю о Красной шапочке интеллигентного советского пионера Петю Иванова, который очень хотел посмотреть в кино мультик, но в итоге сам в этом мультике оказался. Надо думать, что авторы другого отечественного анимационного хита «Вовка в Тридевятом царстве» при создании своего главного героя вдохновлялись именно подвигами Пети.

«Заколдованный мальчик», 1955

   «Заколдованный мальчик», 1955 кадр из мультфильма
«Заколдованный мальчик», 1955 кадр из мультфильма

Имя шведской писательницы Сельмы Лагерлеф сегодня несколько подзабыто, а ведь она получила в 1909 году Нобелевскую премию по литературе. И именно из-под ее пера вышло «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», легшее в основу сценария «Заколдованного мальчика». Да, отличий от оригинала в повествовании хватает, но волшебную атмосферу и уютную скандинавскую поэтику мультфильм передает виртуозно, что признали даже на родине Лагерлеф.

«12 месяцев», 1956

   «12 месяцев», 1956 кадр из мультфильма
«12 месяцев», 1956 кадр из мультфильма

Самуил Маршак написал одноименную пьесу во время Великой Отечественной войны в 1942-43 годах, поставили ее в 1947-м — в Московском театре юного зрителя, через год — во МХАТе, а в 1956-м на экраны был выпущен мультфильм. Это история о том, как злая мачеха отправляет свою падчерицу в лес за подснежниками в разгар зимы, а та в лесу встречает Братьев-Месяцев, которые пытаются помочь несчастной девочке выполнить ее задание. Для многих и многих советских зрителей этот мультфильм навсегда стал ассоциироваться с Новым годом — да и сейчас для просмотра в праздник он отлично подходит.

«В яранге горит огонь», 1956

   «В яранге горит огонь», 1956 кадр из мультфильма
«В яранге горит огонь», 1956 кадр из мультфильма

В основу этого мультфильма легли сказки народов Севера: ими автор сценария Жанна Витензон увлеклась еще будучи студенткой, когда ездила в фольклорные экспедиции. «В яранге горит огонь» сразу подкупает своими экзотическими, ни на что не похожими атмосферой и колоритом. Причем проявляются они не только в сюжете о Пурге, забравшей у детей их мать, но и в довольно специфической рисовке, от которой парадоксальным образом так и веет одновременно и холодом, и домашним теплом.

«Приключения Буратино», 1959

   «Приключения Буратино», 1959 кадр из мультфильма
«Приключения Буратино», 1959 кадр из мультфильма

Если диснеевский «Пиноккио» 1940 года — мультфильм виртуозный, но совершенно душераздирающий, то «Приключения Буратино» — как раз наоборот. Впрочем, то же самое можно сказать и про первоисточники (в первом случае это сказка Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», во втором — повесть Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Советская версия сюжета о деревянном мальчике, ищущем приключений на свой нос, так и пышет жизнерадостным озорством и жаждой приключений. Отчего и смотрится столь легко.

«Царевна-лягушка», 1954

   «Царевна-лягушка», 1954 кадр из мультфильма
«Царевна-лягушка», 1954 кадр из мультфильма

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… Ну вы и сами хорошо помните, как там дальше: задумал царь женить сыновей, те давай из луков стрелять, а потом жен искать там, где стрела упадет. Ну а Ивана-царевича стрела в болото улетела. Экранизация русской народной сказки получилась до известной степени вольной, но все свои важные сюжетные и стилистические атрибуты сохранила, чем и полюбилась зрителям.

«Аленький цветочек», 1952

   «Аленький цветочек», 1952 кадр из мультфильма
«Аленький цветочек», 1952 кадр из мультфильма

Этот проект стал для советской мультипликации большим технологическим прорывом. Настолько большим, что безукоризненным качеством его исполнения восхищаются до сих пор. Анимации, рисовка, антуражи, пейзажи, музыка: «Аленький цветочек» был наглядной демонстрацией того, что уровень художников в СССР — не ниже, а скорее и выше, чем на Западе. И как не устаревает визуал «Аленького цветочка», так вечно актуальной остается и его полная человечности мораль.