Этот нищий китайский пацан не дружил с математикой, его чуть не выгнали из школы, не взяли на работу в забегаловку, а потом он создал корпорацию ALibaba и покорил мир торговли. Как?
Сфера бизнеса: #Технологии #Интернет #Торговля
Предприниматель: Джек Ма
Возраст, когда начинал: #31
Как начинали: #скомандой
Страна и год: Китай, 1995 год
Стартовый капитал: #2000$
«Говорят, царь-то ненастоящий!»
Джек Ма вовсе не Джек.
Он как-то рассказывал, что в Китае невозможно добиться успеха, если у тебя нет связей или больших денег. И у него ничего из этого не было. Однако же, вот он — один из богатейших людей Китая.
Но он и правда не Джек.
Ма Юнь родился в 1964 году в очень бедной семье в китайском городе Ханчжоу. С детства парень не особо отличался талантами, но один точно ухватил – он проводил бесплатные экскурсии для иностранцев, у которых научился английскому языку. Туристы особо не напрягались с китайскими именами и называли парня привычным им Джеком. Ма Юнь решил оставить новое имя себе.
Учеба у него шла плохо: он два раза заваливал экзамены в начальной школе, три — в средней и два — при поступлении в институт (Джек набрал 1 балл из 120 возможных за математическую часть вступительного экзамена).
«У меня плохо обстоит дело с математикой, я никогда не учился менеджменту и до сих пор совершенно не разбираюсь в бухгалтерских отчетах»
Ему отказывали в приеме на работу в общей сложности 30 раз, а KFC из 24 кандидатов принял 23 — всех, кроме Джека. Он даже пытался стать офицером полиции. Но там на него даже не обратили внимания, сформулировав отказ в трех словах: «Вы не подходите».
Первый компьютер Ма и вовсе увидел в 1995 году, когда ему уже был 31 год, и он поехал работать переводчиком в США. Джек основал там свое небольшое агентство переводов, а потом ему рассказали про «интернет» — и первым словом, которое Ма ввел в поисковик, было «beer» (пиво). Результаты поиска включали американское пиво, бельгийское — любое, но только не китайское.
Make China great again!
Джек понял, что в американском интернете вообще нет никакой информации про Китай — и сразу же захотел, чтобы на его родине появилась своя интернет-компания.
Он тут же решил прорекламировать своё агентство переводов. В 10 утра Джек разместил в интернете объявление, а через два часа получил шесть писем с предложениями из США, Германии и Японии.
Это была первая в мире интернет-реклама китайской компании.
В 1995 году Джек Ма запустил свой первый бизнес-проект, который назывался «Китайские желтые страницы». Дело развивалось очень вяло, проект шёл плохо. У «Страниц» даже не было офиса — штаб располагался в личной квартире Ма. Начальный капитал компании — две тысячи долларов.
Интернет в Китае на тот момент был настолько «быстрым», что загрузку одной страницы сайта приходилось ждать около трёх часов. В таких условиях глупо ожидать невероятного коммерческого успеха. Впрочем, уже через три года выручка «Китайских желтых страниц» составила около 800 тысяч долларов.
В 1999 году Джек оставил это предприятие и с 17 друзьями основал компанию Alibaba Group, задуманную как площадка для торгов мелких и средних предприятий. На основание фирмы ушло 60 тысяч долларов. Название Джек выбрал по причине лёгкости произношения на любом языке и распространённой ассоциации со сказкой про сокровища.
Однако даже после запуска Alibaba неприятности не закончились. Первые три года проект не давал прибыли — продажи шли плохо, мелкий бизнес не рвался на площадку. На каком-то этапе Джек Ма был в полушаге от банкротства.
Полоса неудач закончилась после того, как компания разработала систему, которая позволяла экспортёрам из Китая находить клиентов в США. В 2002 году прибыль компании составила один доллар, после чего начала расти высокими темпами.
От нищеты к миллиардам
В 2013 году Ма оставил пост президента компании, но остался председателем совета директоров. В сентябре 2014 года было объявлено о том, что Alibaba готовится к размещению акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. В официальном пресс-релизе компании говорилось, что она планирует привлечь миллиард долларов, но реальные инвестиции значительно превысили эти ожидания: Alibaba привлекла 25 миллиардов долларов, став самым успешным IPO в истории.
Компания сейчас контролирует 80% электронной торговли в Китае; 60% посылок, которые доставляет китайская почта, заказано на сайтах Alibaba. Большая часть покупок оплачена при помощи платежной системы Alipay с годовым оборотом $148 миллиардов. Внутри Китая Alibaba Group развивает еще полдюжины торговых сайтов, финансовый бизнес с активами в $90 миллиардов, собственный облачный сервис и владеет крупным пакетом сайта Weibo — китайского гибрида Twitter и Facebook с месячной аудиторией 156,5 миллионов пользователей.
От нищего пацана до владельца крупнейшей торговой компании мира – это весьма и весьма недурно!
«Пока вы не сдаетесь, у вас есть шанс. Самый серьезный провал — это признание поражения», — что ж, Джек отлично сам выразил всю свою жизнь в этой фразе.
На этом история про невероятного Ма заканчивается — а продолжать следить за новыми кейсами можно на нашем телеграм-канале «Успешный провал».
На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на cases@gengo.pro, расскажем вашу историю ✌
Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.