Всю историю человечество сражалось не только за сушу, но и за моря. Морские сражение превосходили по масштабности и количеству смертей большинство сухопутных сражений, а разработки в области морского флота иногда восхищали больше, чем любые новые танки.
Какие же корабли в недавней военной истории человечества оставили самый большой след и повлияли не только на ход развития цивилизации, но и флота?
Линкор Dreadnought
Dreadnought, спущенный на воду 10 февраля 1906 года в Портсмуте, можно рассматривать как предшественника самых современных линкоров. На момент постройки он фактически представлял собой большой шаг вперед для военно-морской промышленности.
«Дредноут» был самым быстрым кораблем своего времени благодаря паровым турбинам, которыми он был оснащен, а также лучшим вооружением благодаря своим десяти пушкам. 305-мм (на самых мощных кораблях того времени их было всего четыре) на пяти башнях.
Дредноут стал результатом обнародованного в 1889 году Закона о военно-морской обороне, который установил, что Соединенному Королевству придется адаптироваться к «стандарту двух держав»: британские военно-морские силы должны быть, по крайней мере, эквивалентны силам других держав с мощными флотами.
Первоначально задуманный как средство сдерживания во избежание войны, Закон о морской обороне вместо этого спровоцировал гонку вооружений, в которой Германская империя во главе с кайзером Вильгельмом II оказалась на переднем крае.
Строительство дредноута побудило другие мировые державы адаптироваться к новым стандартам морской войны, настолько, что с этого момента мы можем начать говорить о кораблях-дредноутах и кораблях, предшествующих дредноуту. Постоянное совершенствование флотов было одной из причин Первой мировой войны, охватившей Европу в период с 1914 по 1918 год.
В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, HMS Dreadnought стал героем необычной военной акции. В ходе патрульных действий в Северном море он опознал немецкую подводную лодку U-29, которая выпустила торпеду по HMS Neptune, не попав в цель. В компании с Temeraire «Дредноут» отправился в погоню за U-29.
Избежав трагического столкновения с «Темерером», «Дредноут» достиг подводной лодки и протаранил ее, аккуратно разрезав на две части. Благодаря этому необычному военному подвигу британский корабль стал единственным линкором, который когда-либо потопил подводную лодку тараном : рекорд, который он удерживает до сих пор.
Крейсер Аврора
Крейсер «Аврора» вместе со своими “собратьями” «Паллада» и «Диана» был одним из первых крупных кораблей, построенных непосредственно Российской империей, без помощи иностранцев. В период с конца XIX до начала XX века, то есть в разгар гонки вооружений, которая затем привела к Первой мировой войне, империя закупала свои корабли главным образом за границей, особенно из Англии.
Но Великобритания представляла растущую угрозу для Российской империи и поэтому начала внутреннее производство кораблей, направленное на усиление флота без наполнения казны каких-либо конкурирующих держав. «Аврора», спущенная на воду в 1900 году, строилась около шести лет, в течение которых ее назначение несколько раз менялось.
Первоначально запрограммированный для нападения на британские торговые суда, он затем был адаптирован к новым угрозам, которые начали появляться на мировой политической арене: Германской и Японской империям.
В 1904 году, после начала Русско-японской войны, «Авроре» была отведена роль разведывательного корабля , который должен был обеспечивать поддержку русского флота на Тихом океане. В 1905 году «Аврора» присоединилась к императорскому российскому флоту и приняла наиактивнейшее участие в конфликте.
В Цусимской битве «Авроре» чудом удалось вырваться из японского окружения, но она получила около двадцати попаданий, потеряла шестую часть экипажа и большую часть основного и дополнительного вооружения.
Только ей и семнадцати другим русским кораблям удалось выжить. После ремонта и обновления «Аврора» вернулась в Европу и использовалась во время Первой мировой войны при защите Санкт-Петербурга от немецкой армии.
Однако самые известные события, связанные с ней, относятся к 1917 году, году большевистской революции, когда экипаж «Авроры» решил поддержать Октябрьскую революцию путем мятежа и убийства капитана. Позже, в 1960-е годы, был построен миф о том, что именно выстрел из его пушки положил начало штурму Зимнего дворца, история, несомненно, увлекательная, но не имеющая конкретной исторической основы.
В годы Второй мировой войны он косвенно участвовал в усиленной обороне Ленинграда: пушки «Авроры» фактически были демонтированы и размещены в оборонительном периметре города.
Экипаж корабля героически проявил себя во время немецкого штурма, защитникам удалось удержаться. Также «Аврора» использовалась в порту Ораниенбаум в качестве зенитной платформы для предотвращения вторжений немецкой авиации. Сильно поврежденный бомбами, он был выброшен на берег, но снова не затонул.
Пережив три войны, «Аврора» превратилась после Второй мировой войны в настоящий символ военного героизма. Сегодня он стоит на якоре в Санкт-Петербурге, являясь напоминанием об Октябрьской революции и свидетельством боевого духа Красной Армии.
Авианосец USS Enterprise
USS Enterprise — самый титулованный корабль, сражавшийся во Второй мировой войне: авианосец типа «Йорктаун», принимавший участие в важнейших сражениях на Тихом океане. Спущенный на воду в 1936 году, моряки прозвали его «Большой МО» из-за его значительных размеров.
7 декабря 1941 года, в день внезапного нападения Японской империи на порт Перл-Харбор, «Энтерпрайз» направлялся на Гавайи: часть его самолетов помогала обороняющимся противостоять атаке японцев, а все остальные силы морской авиации патрулирует океан в поисках источника атаки, но безуспешно.
Когда разразилась война с Японией, «Энтерпрайз» оказался на передовой и стал первым американским кораблем, потопившим японский военный корабль: подводную лодку I-70.
Позже это способствовало потоплению других кораблей и разрушению некоторых береговых сооружений. Первым настоящим сражением, с которым столкнулся «Энтерпрайз», было сражение у Мидуэя в июне 1942 года: «Большой МО» в сопровождении авианосцев «Хорнет» и «Йорктаун», а также флота, состоящего из крейсеров и эсминцев, начал атаку на японские войска, начавшие войну. нападение на острова Мидуэй.
Американская вылазка застала врасплох Имперский флот, который вышел из боя побежденным и потерял несколько авианосцев. Самолету «Энтерпрайза» удалось потопить «Сорю» и «Акаги», американцы потеряли «Йорктаун», потопленный торпедой, но «Большой Мо» вышел из боя чудом невредимой.
Эта судьба, однако, не повторилась в следующем бою: во время столкновения, произошедшего на Соломоновых островах в августе 1942 года, по «Энтерпрайзу» было нанесено три прямых попадания, что привело к значительным повреждениям и многочисленным потерям среди экипажа. В битве победили Соединенные Штаты , однако раненому «Энтерпрайзу» пришлось отступить на Гавайи для проведения срочных ремонтных работ.
Во время битвы за Окинаву, в конце Второй мировой войны, «Энтерпрайз» подвергся нападению камикадзе , за которым последовало еще одно в следующем месяце. Стальная великанша, однако, осталась на плаву: японцы трижды неверно сообщили, что ее потопили, за что и получили новое прозвище «Серый призрак».
Несмотря на то, что «Энтерпрайз» несколько раз избежал гибели и внес фундаментальный вклад в победу Америки на Тихом океане, судьба «Энтерпрайза» сложилась не столь благоприятно.
После участия в операции «Ковер-самолет» по репатриации американских солдат, воевавших против Японии, он был выведен из эксплуатации и разобран в 1960 году. Однако его история вдохновила многих, в том числе Джина Родденберри, создателя «Звездного пути», который дал кораблю капитана Кирка имя знаменитого американского авианосца.