1. Яма — это мы
Очевидно же, что весь фильм — это метафора современного мироустройства, где элита имеет все блага цивилизации, средний класс получает объедки с барского стола, а самый нижний класс голодает. В целом сюжет незамысловат и понятен, единственное, что вызывает затруднения — это непонятная концовка этой социальной сатиры, поэтому статья будет посвящена именно ей. Кстати, в этом году выйдет сиквел этой гротескной драмы — «Платформа 2».
Итак, посмотрев фильм и прочитав сотни трактовок этой кинематографической метафоры, так и не был удовлетворён разборами, а потому решил еще раз переосмыслить сюжет и найти свою версию финала. Интервью с режиссёром этого необычного испанского фильма Гальдером Гастелу-Уррутией никак не прояснили ситуацию с концовкой. Забавно было слушать русскую речь в эпизоде испанского фильма, вероятно этим автор решил обозначить, что Яма — это суть всего международного общества. Также можно простить Гальдеру за участие в смещении окна Овертона ввиду продвижения темы каннибализма, так как без внедрения идей глобалистов невозможен выход ни одного кинофильма.
2. Девочка — это символ надежды на светлое будущее
Главный вопрос финала драмы — кто есть девочка, откуда она взялась и вообще реальна ли она. Со слов представителя администрации Имогири в Яме нет детей, отчего многие сделали вывод о том, что она нереальна, однако, также утверждалось, что уровней меньше, чем оказалось на самом деле. Вся правда в том, что сами представители администрации знали о Яме только то, что им было позволено знать и не всегда их знания совпадали с реальностью.
Больше всего мне понравилась версия где всё, что было связано с десертом (панна-котта) в качестве послания было реальным, а то, что связано с девочкой — нет. То есть миссия Горенга и Бахарата была частично успешной. Они доставили панакоту наверх, но устранив все препятствия на своём пути, умерли от ран, поэтому сюжетная ветка с девочкой уже пошла в воображении Горенга после смерти. Почему частично, да потому что послание было неверно истолковано главным шеф-поваром, он решил, что десерт оказался не тронут из-за попавшего в него волоса нерадивого сотрудника. Эта версия ложится на поговорку «сытый голодного не разумеет» и показывает зрителю насколько сотрудники на нулевом уровне далеки от понимания состояния пребывания узников в Яме. Сомнения в том, что в финале герои доставили наверх панакоту, как послание, а не девочку, одолевают меня по ряду причин. Во-первых, больше нет ни одного эпизода где показывалось бы будущее время, кроме якобы сцены с волосом в панакоте. Во-вторых, Барахат, оберегавший панакоту как зеницу ока, был лысый и нам показали, как он накрыл десерт защитным колпаком. В-третьих, девочка таки съела панакоту, а сделать она это могла лишь после того как шеф-повар удалил волос, а не до этого.
3. Сохранение солидарности
Моя интерпретация полностью не исключает такой финал, но расширяет его смысл. Неспроста сцену с нахождением волоса в панакоте воткнули в фильм задолго до начала миссии Горенга и Бахарата, хотя могли показать её в финале и это было бы даже более эффектно и неожиданно. Вероятно, режиссёр хотел расширить смысловую нагрузку и присовокупил в финал нахождение девочки. Можно предположить, что за десятилетия существования проекта Вертикального Центра Самоуправления (ВЦСУ) Горенг и Бахарат не были первыми, кто реализовал послание в виде панна-котты и нельзя исключить, что панакоту с волосом доставил кто-то другой либо шеф-повар вообще обнаружил волос до того, как десерт загрузили на платформу, а не после, и девочка благополучно его слопала. Поэтому моя версия состоит в том, что панакота если и была доставлена в качестве послания, то уже потерпела фиаско до миссии Горенга и Бахарата, но они пошли дальше и отправили наверх самое слабое существо в Яме — девочку, живую и невредимую. Не может быть, что о ней не знала администрация, конечно знала, ведь платформа не останавливалась на этажах без живых людей. Возможно девочка родилась в заключении и Имогири говорила правду о том, что они не посылали в яму детей до 16 лет, но скорее всего это ложь и исключать вариант с её посадкой в Яму нельзя, ведь нам показывали подростков в процессе миссии, когда герои опускались на столе вниз. Каким образом маленькая девочка появилась в Яме остается неясным, но когда о ней узнала Михару, то стала заботиться о ней и её разум помутился на этой почве. Поднятие платформы со спящим ребенком показывает нам, что она могла вполне успешно добраться до нулевого уровня в качестве послания, но какая реакция за этим последовала — осталось за кадром. Возможно сам факт нахождения маленьких детей в Яме будет шоком для сотрудников нулевого уровня и произойдут кардинальные изменения в лучшую сторону в организации проживания узников ВЦСУ, тем самым миссию Горенга и Бахарата можно будет назвать успешной, а может это ничего не изменит. Любимая книжка главного героя про Дон Кихота намекает на второй вариант. Возможно в сиквеле мы получим ответы.
Как признавался сам Гальдер, его произведение ничему не хочет учить, а даёт зрителю ощутить себя на месте главных героев и самим решить, как бы они поступили в их ситуации, смогли бы они сохранить солидарность с другими при острой нехватке жизненно важных ресурсов. Исходя из тенденций развития мировых событий — это не такой праздный вопрос, как может показаться на первый взгляд.