Когда люди узнают, что я работаю психологом в образовательном центре, непременно спрашивают, как мне даётся работа с выпускниками: это же не просто ученики, а выпускники! У них и учеба насыщенная, и экзамены на носу, и профессиональный выбор может стоять остро, а при этом мы еще не коснулись отношений с учителями/родителями/друзьями и хобби, в которых выпускнику тоже важно себя проявлять.
И при всём этом возникает в ответ на это мой вопрос: а почему вы решили, что я работаю только с учениками?..
Возможно, огромную роль играет то, что я живу в Сибири, и в моем городе не особо популярны психологи, поэтому если они кому-то и нужны, то, конечно же, неразумным детям, а разумные взрослые и так всё знают и умеют (шучу, конечно, думают так далеко не все). Однако все-таки не проходят напрасно труды коллег по популяризации психологии, в том числе именно научной: опять же в нашем городе очень часто вузовские преподаватели-психологи выступают с публичными лекциями на различных площадках, поэтому и взрослые начинают задумываться о своем психологическом здоровье. Из важных маркеров: знакомый невролог в последнее время многим клиентам рекомендует когнитивно-поведенческую терапию, потому что подозревает тревожное и/или депрессивное расстройство, так как физиологических проблем нет, и с точки зрения именно врача человек в порядке.
Каждый знает, что очень быстро выгорают и устают представители профессий "человек – человек", и оно немудрено и понятно. Но, будучи преподавателем и в школе, и в частном центре, и поработав в университете, нигде я не видела больших скептиков в своей массе по отношению к психологам, чем учителей! Ко мне в работу приходит очень много специалистов из различных сфер, где огромный поток людей и, как следствие, общение с ними изматывает и приводит к тому, что человек задумывается о себе и хочет обратить внимание уже на своё состояние, однако учителей я до сих пор активно привлекаю к тому, чтобы они хотя бы просто приходили и делились тем, как у них дела, даже если мы не будем работать более плотно и долго.
Небольшое уточнение: я работаю в частном центре, где преподают почасовики в дополнение к основному месту работы, между собой многие из них незнакомы либо пересекались только на получасовых рабочих встречах, да и со мной они видятся только в том случае, если им нужна консультация, поэтому это абсолютно не та ситуация, когда есть штатный психолог, к которому стыдно/страшно идти, потому что кто-то может об этом узнать и т.д.
Как учитель могу догадываться, что к психологу не хочется обращаться потому, что ты и так всё знаешь и всё можешь: и с огромным количеством учеников справляешься, и нагрузку огромную вытягиваешь, и классное руководство берешь, еще и дополнительно репетитором подрабатываешь. Тем более коллеги же сильные, значит, и я сильный, не нужна мне помощь, тем более всяких психологов. Но также я прекрасно знаю, как себя в итоге чувствует такой специалист и как такой труд отражается не только на качестве работы, но и, что важно, на качестве его личной (во всех смыслах) жизни.
Очень многие коллеги-учителя ведут скромные блоги, где рассказывают, как они устали (но немного, а в целом всё хорошо, естественно!), как они приходят домой и плачут, потому что больше не могут справляться; кто-то пишет о том, что помимо учебно-рабочей нагрузки не всё в порядке в обычной жизни (родители/семья/друзья), и, возвращаясь с работы, они погружаются уже в другие проблемы, которые тоже важно оперативно решать.
Чем же все-таки может помочь психолог учителю? Делюсь исключительно своим опытом, потому что за три года работы в конкретном образовательном центре многие коллеги-учителя изменили свой взгляд на работу с психологом, стали гораздо лояльнее и сами поделились обратной связью, на основе которой я и выделила следующие пункты:
- Можно посмотреть на ситуацию со стороны.
Недавно была консультация для коллеги, которая постоянно чувствовала себя виноватой из-за низких баллов, которые получает за пробные экзамены её ученик. Поработав более плотно, выяснилось, что это не что иное, как желание бывшей отличницы дотянуться до лучшего результата, но проблема в том, что её ученик довольствуется тем, что есть, и это был его идеальный результат (то есть ему вполне хорошо, а для неё это мало). Поэтому дальнейшая работа строилась уже на работе именно с восприятием коллеги, отношением к работе и ученикам, а также с требованиями к самой себе.
- Быть понятым и принятым без осуждения (!), получить поддержку.
Если ты даже и не нуждаешься в советах и рекомендациях, квалифицированный и грамотный психолог никогда не будет давать оценку и тем более осуждать/критиковать.
- Решить личные вопросы
Как случилось в первом кейсе, через профессиональный запрос мы вышли уже на личностные переживания и последующую работу с ними.
- Стабилизация в течение учебного года.
Многие запросы коллег-учителей сейчас касаются исключительно учеников, а также того, что под конец рабочего года, естественно, они уже устали, возможно, даже сильнее, чем сами ученики.
- Знать, что ты не один и с тобой всё нормально
Таким образом, психолог учителю точно не конкурент, а важный союзник, хотя в моей школе, когда я была ученицей, и далее в школе, где я была учителем, психолог был, к сожалению, номинальной фигурой без реальной пользы, и там даже мысли не возникало обратиться к нему ни из какой позиции: ни ученика, ни специалиста. Однако спустя столько лет полагаю, что дело было в руководстве, поскольку, когда директор/управляющий/руководитель позиционируют психолога как важное звено и обозначают, почему важно с ним работать и почему нестыдно к нему обращаться, работа ведется абсолютно по-другому.