Найти тему
⚠️ Инженерные знания

Что будет раньше: Сдохнет аккумулятор или сам электромобиль посыпется?

Каждая аккумуляторная батарея со временем теряет свои характеристики. Вопрос в том, насколько быстро это происходит. Будет ли эта специфика сильно сказываться на батарее электромобиля и стоит ли ожидать, что батарея придёт в негодность значительно раньше, чем сама машина выработает свой ресурс?

Волк познал электротранспорт
Волк познал электротранспорт

Большинство тут ориентируются на опыт работы с литиевыми батареями от телефонов, фотоаппаратов, ноутбуков и прочих устройств. Но это не совсем корректная логика. Обратить внимание, в первую очередь, стоит на то, что современные аккумуляторы всё-таки становятся гораздо более совершенные и стандартное правило "литий протухнет через три года" тут уже не работает.

Вспоминаю, как на моем первом телефоне ещё от Ericsson была одна из первых литиевых батарей, которая действительно через три года сначала не набирала больше 40% заряда, а потом просто вздулась, уничтожив заодно и корпус аппарата. На новых телефонах я такого не наблюдаю.

Современные аккумуляторы чаще ломают сами пользователи, чем происходит их деградация свойств.

Например, к деградации аккумуляторов приводит перегрев системы. Чем выше средняя температура, тем короче срок службы. Об этом мало кто задумывается и порой аккумуляторы натурально перегревают, оставляя устройство рядом с источником тепла или располагая ноутбук на шерстяном одеяле.

Мало кто сегодня следит и за "гигиеной зарядки". Все аккумуляторы хоть и снабжены умными контроллерами, но не всегда (особенно в дешевых моделях устройств) аккумулятор во время отсекается от зарядки и происходит перезаряд, что очень негативно сказывается на сроке работы.

Есть и обратные примеры. Например, езда на электровелосипеде до глубокого разряда батареи чревата выходом батареи из строя. И опять контроллер справится далеко не всегда. В некоторых случаях это физически невозможно. Скажем, котроллер отсекает разрядку, но даже без потребителей происходит медленный саморазряд аккумулятора. Если оставить почти разряженный шуруповерт в гараже и забыть про него на полгодика, то аккумулятор из-за саморазряда уйдёт в зону глубокой разрядки и будет безнадежно испорчен.

Наблюдается интересная тенденция - если современный аккумулятор заведомо не уродовать, то он может работать с относительно небольшой просадкой годами.

В случае электромобиля тут всё получше. Батареи имеют целую "систему жизнеобеспечения", которая следит за условиями эксплуатации аккумулятора и старается компенсировать недочеты.

Аккумуляторы имеют контур охлаждения. Перегреть аккумулятор уже не получится. Система чётко отслеживает температуру. Причем, охлаждение жидкостное. В некоторых случаях могут включаться и нагреватели. Технически система подогрева рассчитана на обеспечение возможности заряда при минусовых температурах, но она же может и подогреть аккумулятор в сильные морозы.

Ни одно стандартное устройство, использующее литиевые батареи, не обладает такими особенностями.

Перезаряд легко исключить. Если ноутбук может часами висеть на адаптере в процессе работы, то с электромобилем это не получится. Да и контроллер гораздо более совершенен. Глубокий разряд тоже исключен.

С электромобилем с большим запасом хода легко оставаться в пределах 20-80% заряда, что продлевает срок службы батареи в шесть раз, чем фактическая уменьшенная глубина цикла. Поддерживайте 40-60% заряда, и батарея проработает в 15 раз дольше.

График замеров
График замеров

Типичная Тесла Model X имеет запас хода около 450 километров со 100% исправной батареей. Если вы посмотрите на график выше, вы увидите, что при пробеге 250 000 километров, среднее время автономной работы составляет 91%, а это примерно 380 км. Это график, который составлен в результате реального замера у используемых автомобилей.

Получается, что вы должны учитывать деградацию батареи примерно так же, как вы учитываете неисправность двигателя внутреннего сгорания или трансмиссии при покупке нового автомобиля обычного типа.

Исходя из графика, система должна прослужить вам не меньше 25 лет, пока батарея не откатится до состояния, соответствующего 100 км пробега на одной полной зарядке.

Поэтому, скорее автомобиль развалится на запчасти или случатся какие-то более серьезные поломки, чем выйдет из строя аккумуляторная батарея. Опасения тут понятны, но всё-таки системы развиваются и аккумуляторы становятся более совершенными, что при правильном их использовании практически исключает деградацию от старения.

⚡ Обязательно подпишитесь на мой Telegram про Изобретения!

✅ Поддержать проект монеткой или задать вопрос можно тут! Здесь же я публикую фрагменты будущей книги, которую могут читать подписчики

👉💖 Ставьте лайки материалу, подписывайтесь на проект!