Найти тему

Северная Осетия. Стихия войны и стихи.

«…Кто не изведал борьбы и печали,

Тот за других не страдает, любя!»

Коста Хетагуров «Я не поэт…»

Я никогда не был на Кавказе. О чем, конечно, жалею, но это факт. Поэтому проводя экскурсии по Форуму “Россия” (ВДНХ) в 75 павильоне, как “проводник смыслов” команды “Больше, чем путешествие”, проходя мимо кавказских регионов я рассказываю в основном то, что слышал и читал у других. Однако, если в самих регионах я не был, но имел знакомства и встречи с людьми оттуда. Про две такие встречи я и хочу рассказать.

Первая произошла год назад. По линии Российского профсоюза работников транспортной безопасности я отправился сопровождать гуманитарный груз бойцам добровольческих батальонов “Алания” и “Шторм. Осетия”, что воюют на запорожской земле. Как нетрудно догадаться, состоят эти формирования в основном из осетин Северной Осетии. И вот я попал в их “боевое царство”. Командир их нас встретил. Сначала, конечно, выгрузили и разместили все то, что мы с собой привезли. Я видел с каким трепетом бойцы доставали коробку с детскими письмами и рисунками. Отложили в отдельное место, позже отвезли на передовую.

А дальше кавказское гостеприимство. Я такого борща даже у украинок не ел. А шашлычок?! А хачапури?! Ну и, конечно, пироги осетинские. Поселился я у ребят, что занимаются складом с гуманитаркой, откуда её развозят "за ленточку". Показали мне его. И еда там. И одежда. И медикаменты. И автозапчасти. Отдельно - подарки от детей от детей. На складе просили всё время под крышу заходить, чтобы вражеские БПЛА не засекли. Прилетает мгновенно. Из окна и рядом с домом, где меня поселили, запретили снимать. А у них там такая красота украинская… Обещали на передовую свозить. Но, буквально тут же всё отменилось. Ночью был обстрел. Мы собирались ехать со спасателями. А они для той стороны, - главная цель. Так, что спасатели и в красных куртках своих не очень "щеголяют при народе", чтобы сверху не засекли. В общем позвонили "оттуда", сказали: "Лучше не надо…” Приказ есть приказ. Пробыл я там дня три. Впечатлений и рассказов из первых рук на всю жизнь. Хоть книгу пиши. А прощались, как с родными. Там у них в каждой комнате, где можно отдохнуть висит в обязательном порядке Российский триколор, знамя Алании и образ почитаемого осетинами Георгия Победоносца, который на нашем московском гербу изображен. Получается, вроде как… побратимы. Для меня теперь и их бело-красно-желтое знамя тоже стало каким-то родным.

А вторая встреча связана с осетинской поэзией… Мой знакомый актер осетин Бесо Гатаев собрался в одном публичном месте читать стихи поэта Косты Хетагурова, основоположника осетинского литературного языка. Кафе небольшое, но уютное. Казалось бы, торговый центр у Тишинского рынка, каких тьма, а зашел в пространство кафе и там уже все по поэтическому. Стул у стены стоит на высоких ножках для чтеца. На столах фрукты. Ни дать, ни взять, литературный салон. Скоро появились действующие лица и исполнители. Чтец, оператор с видеокамерой для прямой трансляции в Северную Осетию, хозяин кафе с братом, зрители со слушателями. И тут же литературный салон стал превращаться в кавказское застолье. На столах начали появляться блюда с яствами, во главе которых расположились осетинские пироги…

«И как же на все это смотреть и не есть, пока стихи будут читаться», заволновался я. И ошибся. Какое-то время, конечно, ушло на приготовление и ожидание задерживающихся гостей. Но вот, вроде бы все… Пора звучать стихам. А, нет. Настало время сторителлинга. Хозяин и его брат представили событие, по поводу которого мы все собрались (День рождения Косты Хетагурова), представили человека, который нас всех сюда позвал (Бесо Гатаева), представили место, которое нас всех приютило (кафе «Аланика»). Прозвучала осетинская молитва трем пирогам и была выделена небольшая пауза для легкого перекуса, чтобы осетинское кулинарное разнообразие не отвлекало от службы Эвтерпе. И вот только тогда началась поэзия.

«Коченеет ворон... Страшен бури вой... Спит на круче черной Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше, Чем тяжелым днем... Светится на круче Сакля огоньком.

На краю аула В брошенном хлеву Нищета согнула Горькую вдову.

Горе истерзало – Где уж тут до сна? Над огнем устало Возится она.

На полу холодном – Кто в тряпье, кто так – Пять сирот голодных Смотрят на очаг.

Даже волка косит Голод в холода. Злая смерть уносит Слабых без труда.

«Ну, не плачьте! – грустно Говорит им мать, – Накормлю вас вкусно, Уложу вас спать...»

Можжевельник саклю Дымом обволок... Капают по капле Слезы в котелок...

«Сгинув под обвалом В день злосчастный тот, Ты, кормилец, малых Обманул сирот.

Пятерых покинул... Что же впереди? Лучше б сердце вынул Из моей груди!

Видно, муж мой милый, Ты жены умней, – Что бежал в могилу От семьи своей.

Сохнет и хиреет Сын любимый твой: Лечь бы нам скорее Рядышком с тобой!»

Капают по капле Слезы в котелок... Можжевельник саклю Дымом обволок...

Засыпает младший Раньше всех детей, – Изнемог от плача Лучший из людей.

Подожди ты малость! – Лягут все подряд. Голод и усталость Скоро победят.

«Мама, не готово ль? Дай похлебки! Дай!» – Всем вам будет вдоволь, Хватит через край!

Котелок вскипает, Плещет на золу... Дети засыпают У огня в углу...

Ветер воет глуше, Горе крепко спит. Сон глаза осушит, Голод утолит.

На солому клала Малышей своих, Грея, укрывала Чем попало их.

И покуда мрачно Теплилась зола, Все насытить плачем Сердце не могла.

Детям говорила: «Вот бобы вскипят!» А сама варила Камни для ребят.

Над детьми витает Сон, и чист и тих, – Ложь ее святая Напитала их...»

Вот такая поэзия…

И как слушать стихи, когда читают очень тихо, а громче это нельзя читать...

И как слушать стихи, когда они на осетинском, на котором они были написаны...

И как слушать ТАКИЕ стихи, когда ты живешь в Москве 21 века…

А надо просто любить стихи. Надо просто любить того, кто их написал. Надо просто любить того, кто их читает. Надо просто любить тех, кто их слушает. Надо просто любить то, что вокруг. И место, и время, и отношения между тобой и всеми, всеми, всеми. Надо просто любить. Стихи ведь ни «о чем». Они «зачем». Любовь, она «зачем». Не сказано, но понято и принято. Было что-то важное в той нашей встрече. Уверенность, что мы там всебыли не случайно.

И началось застолье, за которым люди не знакомые становятся близкими, а всем вместе становится теплее и легче. И ты слушаешь уже не поэзию. А кажется, что рифмы продолжаются и немного грустно, когда приходится говорить “до свидания”, выходя под прохладный дождь. Но, грустно не от дождя, а от того, что мог бы еще чем-то поделиться с этими людьми, о существовании которых ты и не догадывался несколько часов назад. И все же, приятная тяжесть после осетинского застолья быстро расправляется и с этой грустью…

Поэтому, друзья мои дорогие, любите стихи! А если глубже и шире: любите стихийность, любите стихию, любите стихи! А для меня лично Северная Осетия теперь, это те бойцы на запорожском фронте и стихи Косты Хетагурова… Ну… и осетинские пироги, конечно…

-2

.....................................................

Мой канал ВК... https://vk.com/gopius

……………………………………………………..

Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…

https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw

Трагедия и героизм буквы “Z”.

https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN