Александра Тумашова об эволюции дизайнерской востребованности и этапах собственного творчества
Она делала крылья Диме Билану и одевала участников рейтинговых шоу Первого канала, была художником по костюмам в театре и кино (фильм «Весельчаки»). Художник-модельер Шура Тумашова, известная также как Marxxxa (Маркса), окончила Омский институт сервиса в тот момент, когда заговорили об омской школе дизайна. Уехала в Москву. Сегодня она вновь живёт в Омске, рисует сториборды для реклам, среди которых те, что мы видим каждый день.
– Институт я окончила в 1997-м, – вспоминает Александра. – Прямо передо мной выпустились Таня Жарова и Антон Сташевич, ныне покойный, к сожалению. Некоторое время я занималась культурно-массовыми мероприятиями: конкурсы красоты, модные показы, региональный этап конкурса модельеров «Смирнофф» мы впервые провели в Омске. И уезжала в Москву я в 2000 году. Потому что здесь уже был достигнут потолок возможностей.
– Трудно было взять Москву?
– Никакого «взятия» не было. Это такой расхожий штамп, расхожий стереотип, не имеющий лично ко мне никакого отношения. У меня не было стремления пробиться, взять высоты, я приехала, чтобы заниматься культурно-массовыми мероприятиями на другом уровне. Меня в то время очень интересовала режиссура.
– С чего начинали?
– Я сейчас не помню даже. Время было сумбурное, насыщенное, при этом не оставившее в памяти мощного следа. Пыталась как-то обосноваться, выжить. Фоном всё время происходили истории создания костюмов для разных спектаклей, мероприятий. И, в общем, за год я поняла, что всё-таки больше востребована как художник по костюмам, нежели организатор или режиссёр.
– Как вы попали в телешоу «Звёзды на льду»?
– Я работала с режиссёром Феликсом Михайловым, который в свою очередь плотно сотрудничал с Ильёй Авербухом, ставил ему шоу. Тогда они ещё были не телевизионные, просто большие программы в Лужниках. И я на автомате туда залетела.
– Сложно работать со звёздами, много капризов?
– Не больше, чем у обычных людей. У девушек ведь у всех свои заморочки: это меня полнит, это худит, это мне не идёт. Например, нужен красный цвет, потому что образ – Кармен, грубо говоря. «Нет, красный мне не подходит! Не надену ни за что!» И вот ты стоишь: «Ну давайте хотя бы с красной полосочкой, с красной розочкой». Это была пытка! И так рабочий график адский, потому что надо сшить 32 индивидуальных костюма за неделю, а если не повезёт, за четыре дня. Кто-то вообще приезжает с гастролей за сутки до съёмки. Бывало, что дошивали прямо на ходу, что-то просто приклеивали, прибивали степлером. И нужно ещё помнить, что костюм не должен стать причиной травмы.
– Все до сих пор вспоминают крылья Димы Билана на «Евровидении-2009». Чья была идея – ваша, его?
– Был определённый сценарий, который надо было воплотить. Никакой магии. Сроки были абсолютно нереальные – две недели, и поэтому сценарий больше сокращался, чем развивался. На съёмке мы много накосячили. Слава богу, никто не заметил, но нервов это стоило. И, пожалуй, это было последнее большое мероприятие, которое я делала в Москве. Потом ещё было в Казахстане 25-летие республики. Там было вообще какое-то немыслимое количество костюмов, по-моему, две тысячи. И после этого я бросила всё и уехала. Потому что было уже просто выгорание и нужно было как-то восстановиться, а для этого – переместить себя в совершенно иную среду. И я выбрала Бали. Это другой климат, другой менталитет, даже время там течёт по-другому. Как-то раз – уже февраль. А что, Новый год был? Ну да, салюты же запускали.
– Долго там жили?
– Семь лет. Работала как художник-иллюстратор. Открытки, промышленный дизайн, разработка бизнес-стилей. Потом вернулась в Москву. Возникали какие-то работки довольно симпатичные, которые неплохо обеспечивали. А потом начался ковид и всё закончилось – работа художника по костюмам стала никому не нужна.
– Создавать коллекции повседневной одежды никогда не пробовали?
– Пробовала много раз, но никогда не ощущала себя художником прет-а-порте. Мне это не близко. Я никогда не любила одевать людей – я любила их наряжать. Вообще мне нравятся всякие объекты, ростовые куклы, гигантские инсталляции.
– Как появился псевдоним Маркса?
– Ой, это давняя история! После школы мы с девчонками, которые поступали в ПТУ, пошли становиться на учёт в комсомольский комитет. Да, мы ещё были комсомолками в 1989 году. И девушка, которая записывала в журнал данные, перепутала их у моей подруги и в графу «фамилия» записала адрес: Маркса. В шутку мы её некоторое время так и называли Марксой. Ну, поприкалывались и забыли, а мне понравилось, и когда я начала делать иллюстрации, стала подписывать их: Marxxxa.
– Чем занимаетесь сейчас?
– Я иллюстратор, так и продолжаю. А ещё промышляю как художник-сторибордист, делаю раскадровки для рекламы, кино. Всё, что можно снять на плёнку, изначально кадрируется. И это меня привлекает схожестью с комиксами и тем, что можно это делать дистанционно, в данном случае из Омска.
– Когда-то давно вы как художник по костюмам сделали несколько спектаклей в нашем ТЮЗе. Сейчас предложений из омских театров не поступает?
– Сейчас уже никто не тратит деньги на костюмированные спектакли. Это в «десятых» годах делалось просто нереальное количество театральных постановок, шоу и требовались специалисты, а специалистов ещё было мало. Была пара лет, когда я практически одна работала на весь шоу-бизнес, делала каждый второй сольник в Москве, все церемонии «Муз-ТВ», «Золотой граммофон», передачи «Минута славы», «Звёзды на ринге» и так далее. Потом специалисты появились, но спрос уже упал.
– Как раз хотела спросить: существует ли конкуренция среди ваших коллег?
– Вообще не слежу за этим. С тех пор как приехала с Бали, у меня были какие-то проекты, я их рассматривала как приятную радость, как возможность поработать. Конечно, я заметила, что существуют люди, которые за время моего отсутствия заполнили какие-то ниши. Они были и раньше, но тогда ещё молодые, а теперь уже подросли и стали именитыми. Но я не скажу, что прямо какая-то конкуренция. Если у человека есть талант, есть свой почерк, то он всё равно будет востребован.
Беседовала Эльвира КАДЫРОВА.