Ну что, дамы и господа, на разборе у нас сегодня весьма необычный фильм. Чем же он необычен, спросите вы? А необычен он тем, что это мелодрама (или, скорее драма с мелодраматическими нотками) в декорациях постапокалипсиса. При этом, это не очередной низкобюджетный трешачок или фантастический блокбастер, а натурально фестивальное кинцо. Премьера фильма состоялась на фестивале инди-кино "Санденс". Надо сказать, раньше я вообще о данном фильме ничего не слышал и узнал о нем из очередной подборки в интернете из серии "10-20-30-40-50 самых-самых фильмов про постапокалипсис". Синопсис ленты меня заинтересовал и я решил приобщиться.
Итак, произошло нечто нехорошее. Судя по вездесущей радиации, опять случилась ядрена война. В уединенной живописной долине, на фамильной ферме проживает девица Энн в исполнении Марго Робби. Анька живет одна, в компании у нее только псина, которая никаких охранных функций не выполняет вообще. Родные главной героини, папаша, а за ним младший брат ушли в близлежащий город на поиски других людей и не вернулись - местность вокруг долины заражена радиацией. В долине же радиации каким-то чудом нет. Не приносит ее и осадками, не смотря на то, что, как говорит сама героиня, там выпадало много снега.
Нюрка ведет нехитрое подсобное хозяйство, в минуты печали терзает пианино или орган (не знаю, не разбираюсь шибко в музыкальных инструментах) в маленькой часовенке, построенной ее папашей, и эпизодически потыривает конфеты в заброшенной лавчонке неподалеку от дома.
Такое размеренное существование прерывается, когда в долину проникает странный человек в каком-то идиотском скафандре, толкающий за собой тележку с различным скарбом. Человек измеряет уровень радиации, снимает скафандр и оказывается чернокожим мужиком лет так сорока. На радостях пришелец тут же лезет в ближайший водоем оросить чресла. Только вот незадача, водоем питается водой не из долины и мужик хватает нехилую дозу радиации. Нюрка тащит незнакомца домой и как может его выхаживает.
Оклемавшийся мужик оказывается ученым по фамилии Лумис. В момент ядерного удара он прятался в бункере, но что-то там не засиделся, соскучился по солнышку и вылез наружу в костюме собственной конструкции.
Лумис начинает потихоньку помогать Нюрке по хозяйству. Он объясняет девке, всю жизнь прожившей на ферме, вроде бы вполне очевидные вещи, что, например, бензин с бензоколонки можно выкачать при помощи ручного насоса. И что под небольшим водопадом можно построить водяное колесо, подсоединить его ск сломанному генератору и получать электроэнергию. Из-за этого колеса у парочки происходит первый конфликт. Лумис хочет сломать папашкину часовенку - видите ли, больше доступной древесины в округе нет. Сам Лумис обладает рациональным и материалистическим мышлением, так что сантименты Нюрки по поводу семейной ценности его оне особо трогают. Плюс, он явно атеист (это видно по его реакции на постоянные чтения молитвы Энн перед едой). Нюрка колеблется, и Лумис на время отступает со своим проектом.
В долине Лумису явно нравится. Тепло, солнечно, кругом полно жратвы и чистой воды, ну и наконец, под рукой сочная, а главное, белая телка, которой нет еще и двадцати. Надо ли говорить, что в силу отсутствия других вариантов и Нюрка начинает испытывать к Лумису вполне конкретный интерес? Девка молодая, гормон шалит. Более опытный Лумис не гонит коней, а зря. Вскоре Нюрка находит второго выжившего - симпотного паренька по имени Калеб в исполнении Криса Пайна.
Калеб работал в шахте, когда все произошло, а сейчас он скитается по округе. Нюрка приглашает Калеба перекантоваться на пару дней на ферме - он тоже схватил дозу радиации, пускай не такую сильную, как Лумис. Лумис же категорически против присутствия "третьего лишнего". Че началось то, так ведь хорошо сидели! Опасения Лумиса вполне обоснованы. Калеб гораздо моложе, симпатяга, спортивного телосложения, рукастый, хорошо охотится и классово более близок Нюрке - она из крестьян, а он матерый пролетарий. Калеб при этом еще и верующий, что добавляет ему очков в глазах Нюрки. Лумис же явный либерал-интеллигент, и , вместо того, чтобы впендюрить простой деревенской девке, изводил ее своими рефлексиями. А самое главное, Калеб - белый.
Да, ребят, я не знаю, специально ли Лумиса сделали черным, но это добавляет еще один пласт в конфликт двух самцов из-за единственной самки. Дело в том, что США, не смотря на всю эту движуху за права нацменьшинств, до сих пор глубоко расистская страна. И это не мое мнение, это сами американцы так говорят. Если вы не в курсе, та апологеты всех этих движений по защите прав черных искренне убеждены, что в США имеет место быть так называемый системный расизм. Т.е. им пропитаны все институты прогнившего американского общества и межличностные отношения в том числе. Это у нас, поколения, еще рожденного в СССР, и воспитанного в духе интернационализма, превалирует парадигма о том, что раса и национальность значения не имеют, человек бы был хороший, а вот в АСАШАЙ на межрасовые пары смотрят с глубоким предубеждением, особенно не где нибудь в либеральном Нью-Йорке, а в глухой глубинке. Да, это что-то из серии "никого из своих что-ли найти не смог/не смогла"? Причем, это относится как к белым, так и к черным.
В общем, опасения Лумиса начинают оправдываться. Калеб немедленно начинает подкатывать шары к Нюрке, а та явно переключилась с сорокалетнего потрепанного жизнью афроамерикосца на симпатичного молоденького реднека. И вот уже дело наконец подошло до бурного соития.
Понятное дело, что ничем хорошим эта история не закончится. Тем не менее, стороны пока воздерживаются от прямого насилия, Калеб с Лумисом даже убалтывают Нюрку разобрать часовенку и смонтировать наконец это треклятое водяное колесо.
ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ!
Для меня весьма удивительно, что многие не вдупляют, чем закончился фильм. Вроде бы все вполне очевидно. Докладываю - Лумис столкнул Калеба с обрыва во время совместного монтажа водяного колеса, а затем нагло наврал Нюрке, что тот свалил из долины в костюме Лумиса. Ложь настолько очевидна, что Нюрке стразу все становится понятно. Она идет играть печальные гаммы на своем пианино в полуразобранную часовню, туда же приходит и Лумис. Видать, каяться.
Как все это снято? Весьма медитативно и нудненько. Актерские работы не плохи, но и ничего выдающегося из себя не представляют. Вроде бы и конфликт есть, но его исход настолько очевиден, что смотреть не особо интересно. Да, я с самого начала появления Калеба понял, что Лумис его убьет. Иных вариантов нет, Калебу Лумиса мочить нет никакого резона, разве что в порядке самообороны. Причем,сделать это можно было бы только максимально подленько. Калеб моложе, сильнее физически, отлично стреляет и безусловно одерживает победу в борьбе за Нюркино сердечко. Очевидно же, что Лумис ему не конкурент. Плюс, Лумис еще и порядком тестикулы облучил, так что тут выбор очевиден. Так что, пардон, но создатели интригу создать не смогли.
Постапокалипсис тут такой мелодраматический, в духе сериалов канала "Россия". Одна сплошная деревенская идиллия. Нет тут ни рейдеров, ни людоедов, ни мутантов, ни марсианских лучей смерти.
Плюс ко всему, тут еще полно банальных несуразностей. Да, я все понимаю, фильм не про сурвивализм, и вряд ли кто-то будет здесь мародерить близлежащий городок, обваловывать дом, обустраивать пулеметные точки и заводить взамен бесполезной псины добротную кавказскую овчарку по кличке Кябир. Но я просто не могу пройти мимо не не ткнуть создателей рылом в очевидные глупости.
Вот, к примеру, зачем им нужно это водяное колесо? Для того, чтобы запитать холодильники? За весь фильм я видел их только придорожном магазинчике и в доме главгероини. В доме - это обычный бытовой холодильник. В магазинчике - холодильники под прохладительные напитки. Это же не морозильные установки, где продукты можно хранить несколько месяцев. Плюс, Лумис в одной из сцен спрашивает Энн, выпадал ли зимой снег. А она ему отвечает, что таки да, да еще и изрядно. Это означает минусовую температуру, я прав? В чем тогда проблема хранить продукты замороженными на улице? У нас до сих пор многие так и делают - выносят продукты на неутепленный балкон.
Самое главное, продукты какого рода они в холодильнике собираются хранить? Сою? Молоко, которое каждый день дает корова? Чем они вообще собираются питаться? Ферма, на которой живет главная героиня - это же производственное предприятие! И выход продукции должен быть явно избыточен для одной семьи, раз за счет продажи сельхозпродукции они живут. В лесу бегают жирные и непуганые куропатки, местный водоем дает рыбу. В общем, при показанном в фильме изобилии проблема голода кажется надуманной. При этом все трое так носятся с этим проектом водяного колеса что прям кушать не могут.
Калеб зачем-то ворует у Энн куриные яйца, хотя рядом с домом есть не полностью разграбленный магазин. Энн за все это время не удосужилась все продукты из него перенести в дом. И это при том, что, как она утверждает, зимой было нечего жрать.
Родственнички Энн тоже хороши - все свалили в неизвестном направлении ради поисков выживших. Я все понимаю, сюжетно это оправдывают созданием вынужденного одиночества главной героини, но все равно, это кажется чем-то противоестественным, особенно в отношении папаши героини, который фактически бросил ее вместе с малолетним братом.
Находясь в таком раю, герои знаете как заботятся о своей безопасности? Никак. Учитывая то, что за короткий промежуток времени на ферму притопало уже два персонажа, стоило бы озаботиться системами сигнализации и предупреждения (хоть бы на проволоку банки консервные развесили). Собака у героини абсолютно бесполезна. Найдя Калеба, она его даже не облаяла, а наоборот, дружелюбно обслюнявила. Антисобака какая-то. В доме есть оружие, но на постоянку с ним никто не ходит.
Да и весь этот любовный треугольник тоже... Есть ли вообще предмет для конфликта? Ясно, что в этой компашке Лумис был бы аутсайдером, но тут вопросы выживания, на мой взгляд, первичны. Три пары рабочих рук лучше, чем две. А наличие здорового, физически крепкого мужика, умеющего обращаться с оружием, дает дополнительные очки к безопасности. В конце концов, Лумис мог бы и не мешать счастью молодых и тихо рукоблудить за сарайчиком. А в реальности все могло бы быть еще проще, хотя и не совсем приятно для дамы. Мужики бы просто без затей поделили Нюрку, вот и все, еще ссору тут из-за какой-то бабы устраивать! Короче, я по четным числам, а ты по нечетным, возражения есть? Прецеденты полиандрии в человеческих социумах есть.
В общем, фильм девчуковый по большому счету. В качестве драмы он не интересен - отсутствует интрига. В качестве постапокалиптической ленты - очень спорно, тут ядрена война скорее в качестве средства оправдания изоляции героев. Может, у дам фильм и вызовет интерес, а я так, на один раз посмотрел.
P.S. В фильме всего три героя, и ни одного из них не зовут Захария. Откуда тогда такое название, спросите вы? А ларчик просто открывается. Фильм поставлен по книге, а в книге героиня листала библейскую азбуку. Азбука эта и в фильме фигурирует, Лумис там берет с полки книги Энн и их просматривает. Они, по большому счету, религиозного содержания. Так вот, в этом словарике под буквой А - Адам, а под последней буквой латинского алфавита - Z, соответственно, Захария. Т.е. у героини ассоциации - Адам был первым человеком, а себя она представляет в качестве последнего.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
#Марго Робби #Постапокалипсис