Ошибки на письме часто являются признаком проблем с фонематическим слухом – способностью различать звуки речи. Развивая фонематический слух, можно значительно улучшить орфографию.
Фонематический слух – это способность различать звуки и выделять их из потока речи. Он необходим для понимания устной речи, распознавания слов и правильного написания.
Многие ошибочно полагают, что развивать фонематический слух нужно только с дошкольниками и исключительно на логопедических занятиях по постановке звуков. А как же школьники? У них часто бывает так: в одно ухо влетают звуки учителя, а из другого уха вылетают как будто бабочки. И ученики пишут диктанты с большим количеством ошибок, иногда совсем не то, что диктует учитель.
Связано это с нарушениями операций, которые происходят в головном мозге ребёнка при письме. Ведь сначала звуки нужно услышать от учителя, а мозг структурирует их, соединяет в слова, различает, где заканчивается одно слово и начинается другое, далее он направляет сигнал по телу, что эти слова надо записать в тетрадь. При записи надо их вспомнить, а ещё понимать, какими буквами на письме эти звуки обозначаются, скоординировать движения руки при письме с анализом буквы у себя в голове.
А теперь представьте, что на каком-то этапе одна или несколько приведённых выше операций у ребёнка нарушаются. Многократные тренировки не помогают. Родители и учителя обычно не довольны. Это происходит из-за того, что мы не понимаем, какая именно мозговая операция нарушается и не можем её скорректировать. Поможет с этим вопросом специалист, поэтому рекомендую обратиться к нему за помощью, если у вашего ребёнка много ошибок на письме.
Проконсультируйтесь у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, невролога.
А мои рекомендации, данные ниже, будут касаться только развития фонематического слуха. Хочу отметить, что при нарушениях процесса письма не только с ним надо работать. Необходимо тренировать орфографическую зоркость и выполнять нейропсихологические упражнения, работать над развитием внимания.
Примеры всех упражнений на развитие этих процессов у младших школьников у меня собраны в отдельной более подробной статье. Ссылку оставлю в конце этой публикации.
У моих учеников наилучший результат дают упражнения на фонематический слух. У малышей, кому нужно ставить звуки, и у младших школьников с дисграфией. Дошкольнику сложно понять и произнести звук, если он его не слышит, не понимает, не различает в речи. Младшие школьники же избавляются от ошибок на письме или делают их гораздо меньше после наших занятий с включением упражнений на фонематический слух.
Как развить фонематический слух у детей всех возрастов. Самые простые упражнения без оборудования и заморочек
Развитие фонематического слуха – это процесс, который требует времени и регулярных упражнений. Вот несколько способов, которые помогут и дошкольникам, и младшим школьникам.
1. "Послушайте тишину"
Самое простое и доступное любому упражнение. И ещё мое любимое, оно даже немного расслабляет.
Закройте глаза и слушайте разные звуки вокруг себя, расскажите через 2 минуты, что вы услышали. Тишина, оказывается, никакая не тишина! Всегда будут звуки вокруг вас: звуки улицы, в том числе звуки животных, природы, музыки и разговорной речи, тиканье часов, работа электроприборов.
2. Играйте в игры, развивающие слуховую память, например, "Что я пропустил?"
Назовите подряд несколько звуков, например: б, в, п, а, и, т, ... А потом повторите их, но целенаправленно пропустите один звук. Ученик вспоминает, что пропущено. Чем младше ребёнок, тем меньше звуков ему нужно давать в этом задании. Начните с трёх, а если справится, то задайте больше.
3. "Найти лишнее по звуку"
Предложите ребенку группу из трех слов, два из которых начинаются с одного звука, а третье – с другого. Например: кот, дом, карандаш. Ребенок должен определить лишнее слово.
4. "Веселые слова-рифмы"
Читайте ребенку стихотворения и обращайте внимание на рифмующиеся слова. Помогите ему найти слова, которые рифмуются.
Для младших школьников даю особое задание: придумать свою рифму к этим словам.
5. "Звуковые слияния"
Говорите ребенку звуки, а он должен слить их в слово. Например: к-о-т = кот.
6. "Поймай звук"
Ребенку нужно хлопнуть в ладоши, когда он услышит определённый звук. Например, говорите, что нужно поймать звук Ш и произносите четко: г, н, ш, ж, щ, ш, с, з, ф, ш, ш, б, ч, щ, ш. Здесь нужно будет хлопнуть 5 раз.
7. "Топни ногой"
Вариация предыдущей игры. Нужно тонуть ногой, когда услышит лишний слог, который звучит по-другому: га-га-га-ха-га-га, ро-ро-ро-ро-ро-ло-ро.
Развитие фонематического слуха – это важный шаг к улучшению орфографических нанавыков. Развивать его надо с самого раннего детства. Регулярные упражнения и настойчивость помогут детям преодолеть трудности с правильным написанием слов и повысить их грамотность.
Читайте также: