Найти в Дзене
TV Mag | ТВ Маг

«Про любовь и мечту»: режиссер Илья Учитель о новом фильме «Летучий корабль»

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag

21 марта в широкий прокат выходит романтическая сказка «Летучий корабль», снятая по мотивам легендарного одноименного мультфильма. Режиссером проекта выступил Илья Учитель («Стрельцов»), а продюсером стал его отец Алексей Учитель. В ленте снялась плеяда российских звезд – Александр Метелкин, Ксения Трейстер, Андрей Бурковский, Полина Гагарина, Федор Добронравов, Леонид Ярмольник, Сергей Гармаш, Анна Уколова – и другие артисты. Согласно известному сюжету, царь собирается выдать свою дочь Забаву за богатого жениха Поля, наследника Полкана. Но царевна хочет выйти замуж по любви. Забава влюбляется в честного и простого матроса Ивана, что переворачивает мир королевства с ног на голову. Накануне премьеры «Летучего корабля» TV Mag поговорил с режиссером Ильей Учителем – о сходстве и различиях с первоисточником, режиссерских вызовах и музыкальных образах.

Илья, расскажите, как для вас начался этот проект, как возник «Летучий корабль»?

Проект начался с того, что на студию «Рок» принесли развернутый синопсис «Летучего корабля», но тогда я был занят на производстве фильма «Стрельцов» и не сразу нашел для себя возможным уделить время другому проекту. А когда время появилось, то тут же взялся за «Летучий корабль». В итоге от идеи до ее реализации прошло около четырех лет. Мы начали его снимать осенью 2021 года, затем продлили съемки до осени 2022 года, а после был длительный постпродакшн.

-2

Режиссер Илья Учитель рассказал о сходстве и различиях с первоисточником, режиссерских вызовах и музыкальных образах в новом фильме «Летучий корабль»

Что казалось самым сложным на этапе разработки и производства фильма и как вы это преодолели?

Конечно, самым сложным было написать хороший сценарий, ведь в основе всего лежит прежде всего история. Мы около четырех раз писали и полностью переписывали сценарий фильма. А когда история была найдена, то у меня сложилась такая великолепная команда, что на самих съемках не было сложностей, которые мы не смогли бы преодолеть. Вся творческая группа была для меня опорой, мы вместе создали тот мир, который вы увидите на экранах.

Говорят, что для режиссера важно личное подключение к фильму. Что личного легло в основу этого проекта? Как вы «присвоили» себе эту историю?

Мне кажется, если режиссер снимает что-то не по зову сердца, то из этого ничего хорошего выйти не может. Я, честно говоря, всегда мечтал снять музыкальный фильм. Потому что очень люблю и этот жанр, и в принципе музыку. Поэтому, когда появилась возможность прикоснуться к знаменитым песням и добавить к ним еще что-то свое, разве можно было от этого отказаться? В основе нашего фильма лежит история про любовь и про мечту, как бы банально это ни звучало. И мне как режиссеру даже не надо было искать что-то свое особенное, потому что это фильм про молодых людей, которые влюбились друг в друга и делают все для того, чтобы быть вместе. Это понятно всем. Это одна из тех историй, которые называют вечными. Другое дело, что надо было придумывать целый интересный мир – замах был грандиозный. Но это и подкупало.

Как вы видите образно? Как быстро к вам пришли визуальные решения картины? Были ли визуальные референсы у «Летучего корабля»?

Я всегда начинаю с музыки. Если я слушаю музыку, то образы рождаются сами по себе. А что касается референсов, то мы специально не пытались их искать, чтобы придумать нечто действительно уникальное, свое. Единственное, мы с Морадом (Морад Абдель-Фаттах – оператор-постановщик фильма – примеч. ред.) посмотрели мультик «Тайна Коко» и поняли, что в этом мультике нам обоим очень нравятся цвета.

-3

Сказочные интерьеры фильма снимали в пяти павильонах киностудии «Мосфильм», где их возвели в натуральную величину

Кого из персонажей искали дольше всех?

Дольше всех мы искали актера на роль Ивана – пробовалось около ста кандидатов. В итоге около десяти месяцев мы утверждали актера Александра Метелкина, хотя он был одним из первых, кто пришел на кастинг. Так получилось из-за того, что мы вместе с ним прямо на пробах придумывали точный образ персонажа.

Важны ли были вокальные данные артистов?

Изначально я хотел, чтобы главные герои пели своими голосами. Но потом это оказалось не так важно, потому что мы снимали под музыку, где пел сам композитор, а актерам только нужно было попадать в липсинг. Но, тем не менее, Саша Метелкин, например, прекрасно поет. Я думаю это, в том числе, помогло ему на пробах.

Чего ожидать зрителю – что взято из мультфильма, а что будет кардинально отличаться? Как бы вы подготовили зрителя к просмотру? Какую изначально ставили задачу относительно сравнений с мультфильмом «Летучий корабль»?

Конечно, тут никак не избавиться от сравнений с мультфильмом. И действительно, мы многое почерпнули из него. Например, специально сделали образ Водяного узнаваемым, максимально похожим на Водяного из мультфильма. Чтобы у зрителей выстраивался ассоциативный ряд. Я отдаю себе отчет в том, что фильм может и не стать таким же легендарным, как мультфильм. В любом случае это вариация на тему, а не оригинал, хотя мы пытались создать, безусловно, что-то свое.

Каково это – быть режиссером, когда продюсер – отец? Легко ли было договариваться или, напротив, родственные узы мешали?

Режиссером быть вообще тяжело, а когда продюсер – отец, то совсем сложно. Вкусы у нас не всегда совпадают, и на монтаже мы порой ругаемся, каждый доказывает свое.

Если честно, родственные узы, напротив, мешают, потому что спрос с родного человека больше, а в спорах никто не выбирает выражений и говорит все как думает. Из-за предельной откровенности самых близких друг другу людей иногда бывают проблемы, зато это помогает слышать друг друга.

Каких вызовов требует от вас режиссерская профессия? Например, вы интроверт, а приходится общаться с большим количеством людей, или вы мягкий человек, но надо быть жестким на площадке?

Это как раз все про меня. Я в гораздо большей степени интроверт, чем экстраверт, очень люблю находиться в одиночестве. Но поскольку моя профессия обязывает меня общаться с большим количеством людей, я стараюсь окружать себя именно теми, кто меня понимает. И поэтому это общение становится приятным.

От кого и какой вы получили совет, который оказался для вас очень эффективным в профессии?

Мой великий мастер Владимир Фенченко всегда учил получать кайф от того, что ты делаешь. Если кайфа нет, значит, что-то ты делаешь неправильно. И этой парадигмы я всегда стараюсь придерживаться. Она меня настраивает на хорошее и спасает. И пока во время процесса создания фильма получается наслаждаться, несмотря на все сложности, значит, есть еще ради чего стараться, не спать ночами, жить и умирать.

 📷
📷

Фото: Ксения Угольникова

-6