Найти тему
Призма Прометея

Болгарский вопрос. Начало

А были же и те, кто выступил вместе с гитлеровцами против нас единым фронтом. Болгары, которые снабжают Украину остатками советских вооружений, советской же политической традицией презентовались нам, как супербратушки: курица не птица - Болгария - не заграница. А на деле!? На деле они воевали против нас в составе гитлеровской коалиции. — Ходаковский

Уфф, оказывается — это советская традиция презентовала нам болгар супербратушками, что ж такое-то, а за братьев-славян в крымскую кампанию кто бежал воевать? Впрочем, а давайте предметно поговорим за «братушек», действительно там генетическая предрасположенность к русофобии, или у кого-то в отдельные времена Истории дипломатия хромает? В конце концов, вот эта изоляционная установка: у России только два союзника — армия и флот, всегда отдавала д‘Артаньяном в окружение...

Как говорил один самовыдвиженец, сейчас краткая историческая справка. Где-то на переломе 19-го века случился у нас очередной замес с Турцией, серьезный такой клинч ценой в полмиллиона потерь для Российской армии. Союзники на Западе, буквально недавно с удовольствием пользовавшиеся услугами жандарма Европы, тут мгновенно ощерились на желание России Дарданелл и выступили в поддержку Османов. Николай первый маневр партнеров по Священному союзу не оценил и заявил своим царственным собратьям — я тогда на народ обопрусь, а точнее братские славянские народы с балканской территории. Совсем глюпый Николай первый был, не знал, что братскими — славянские народы Балкан, русским презентовала советская традиция.

Однако в тот раз с турками вышли по нолям, и следующий подход случился в 1877-ом году. Опять в России подъем, опять по советской традиции идут добровольцы за братьев-славян, братушки тоже не отстают, хорохорятся на местах, хотят национального объединения. Почти вытянули тогда совместными усилиями болгар из под османского гнета, заключив Сан-Стефанский мир, но тут балканское дело перешло из рук русской армии к русской дипломатии. Итогом «блестящей» работы последней, стал Берлинский конгресс и потеря стратегических завоеваний России. По Сан-Стефанском миру единая Болгария два года должна была находиться под русским управлением, с последующим обретением автономии и прорусским настроением. А от единой, дружественной России Болгарии, оставалось рукой подать до тех самых проливов с Дарданеллами.

На Берлинском конгрессе уже воссоединенную Болгарию расчленили на три части: относительно свободную, задунайскую часть, получившую вассальный статус, где главу утверждал Султан с согласия великих держав. Восточную Румелию, как автономную провинцию Турции и третьим куском, вернувшуюся под власть Османов — Македонию. Такой себе результат, согласитесь? Для понимая ситуации можете себе представить Россию, разделенную на три части, две из которых уйдут в подчинения другим государством, а в третьей главу государства будет назначать Байден с согласия ООН, вряд ли кому из психически здоровых людей такой расклад понравится.

Однако определенный результат был, пусть и не Сан-Стефанский мир, но разлохматить турецкую государственность и выдернуть оттуда часть болгар уже получилось. А тут еще царские особы пошушукались и княжить в Болгарию протолкнули Александра Баттенберга, сына австрийского генерала, пруссака и лютеранина, и, по совместительству, сына жены Александра второго. Немец конечно, но такой — наш немец, пусть и с оговорками.

Дальше пошла мутная политическая возня, в России взрывают Александра второго, Бисмарк усиленно пробивает в Европе дипломатическую изоляцию русских, разминая тему пакетных санкций. В самой России огрызаются, пытаясь отмыться от позора Берлинского конгресса, грозят перекрыть
газопровод ресурсопровод в Германию. Короче, всё как обычно.

В это время в Болгарии Баттенберг озаботился воссоединением страны, как писали тогда прототипы Старикова по наущению гадящей англичанки, по болгарскому мнению из вдруг возникшего пламенного чувства, полюбившейся немцу Болгарии. Да вот незадача, на пути к поставленной цели интересы Болгарии вдруг пересеклись на Балканах с интересами других русских братушек — сербов. Кстати, никто не в курсе, сербы-братушки тоже навязаны русским из советской традиции или самостоятельное явление?

Итак, сербы в короткой схватке с болгарами понесли сокрушительное поражение, а как это обычно бывает после маленькой-победоносной, подняли национальное самосознание болгар до небес. Откуда их взялся спускать уже Александр третий, чем кстати пошел поперек своего батьки, Александра второго, который как мог боролся на Берлинском конгрессе за объединенную Болгарию, а сын выступил против, принудив страну вернуться к разделенному статусу.

Заставить Баттенберга добром выйти из восточной Румелии не получилось, и РИ организовала военный переворот, сковырнувший в 1886 году «нашего» немца с престола. Поставленное прорусское правительство митрополита Климента не продержалось и месяца, только заикнулось о возвращение Румелии туркам, как тут же и было свергнуто местными патриотами.

Вернувшийся Баттенберг, попытался найти общий язык с Александром третьим, но не найдя понимания, вторично, уже добровольно, отрекся от престола ради добрососедских отношений с Россией. По итогу этих треволнений в истории Болгарии осталось мнение, что Австрия пусть и формально, но поддержала воссоединение Болгарии, а Россия не только выступила против, но и добилась возврата части Болгарии под турецкий протекторат. Понятно, исходя из политики возможного, Россия вряд ли могла поступить по другому, ибо нарушение ее подписанного Берлинского трактата в тех условиях, грозило полной европейской изоляцией, но мы сейчас рассуждаем о том, кто кому братушка, и с этой точки зрения уже всё выглядит не так однозначно?

После вторичного отречения Баттенберга, в стране настало непродолжительное время смуты, которым воспользовался молодой и талантливый авантюрист Фердинанд Кобург. Основатель последней королевской династии Болгарии, стал княжить вопреки пожеланиям великих держав, хитро договорившись напрямую с султаном. Александр третий, метивший в болгарский трон своим ставленником князем Мигрельским, таких фокусов не понял, и нарастил себе булыжник за пазухой в адрес Болгарии до самой смерти.

Кобург, в итоге, оказался политиком талантливым и пересидев остаток правления Александра третьего, тут же пошел набиваться в друзья к Николаю второму: избавился от антирусского элемента в своем правительстве, крестил сына в православие, да еще и русского царя пригласил крестником. Николай крайний после таких реверансов от болгарского царя оттаял, признал Фердинанда князем Болгарии и стал с ним заводить — мир, дружбу, жвачку.

Развитие Русско-болгарских отношений шло стремительно, царь вооружал армию вновь обретенных союзников, (болгары даже по форме от русских мало отличались), организовал союзнический договор с сербами, выделил кредит на 3 млн царских рублей, прям душа в душу жили. Но тут случилась у балканских братушек очередная война с Турцией, в аккурат за два года до начала Первой мировой. По итогу балкано-турецких войн, достались нашим православным друзьям, вполне не дурные завоевания, жаль поделить не смогли, прям у сундучка с турецким наследством разругались. Сели сычами друг против друга и украдкой на Россию поглядывают, рассуди старший брат. А как рассудишь, никого не обидев? Да никак.

Пока в Петербурге думу думали, Болгарскому царю, он к тому времени уже себя царем объявил, ударила хмельная победа в голову, и он решил не ждать решения старшего брата, а силой оружия закрепить свои приобретения захватив Македонию. В результате другие славянские братушки такой жадности не поняли и во второй турецкой войне 13-го года Болгария оказалась одна против всех, что вылилось в поражение и ущемление болгар до положения хуже, чем было в 1912 году, довеском сербы превратились из вредных соседей в кровных ворогов. Россия на всё это удовлетворенно промолчала. Вот с таким бэкграундом вошла Болгария в 14-й год, в начало первой мировой.
Тут и начинаются нюансы дипломатии и реалии геополитики.

Обескровленная по итогам 13-го года Болгария остро нуждалась в экономической и военной помощи, которую Петербург предоставить не мог, да и не сильно желал, оскорбленный своеволием Кобурга в турецком конфликте и войной с сербами. А в это время с другой стороны болгарскую элиту облизывала Германия, не только открывшая стране займ на 500 млн марок, но и в частном порядке проспонсировавшая болгарскую элиту невозвратными кредитами.

Однако Кобург держался и в 14-ом году объявил о своем нейтралитете в войне. К 15-му году, страна уже практически полностью попала под влияние Кайзера, и, сменив русский мундир на прусские галифе, все-таки вступила в войну на стороне Тройственного союза, объявив войну Сербии. Вот оно, первое из главных предательств братушек, как не крути, а в большой войне в итоге выступили против нас, пусть изначально и направив штыки против Сербии. Однако стоит упомянуть такой эпизод из истории Первой мировой войны.

Французский генерал Саррайль, командующий в Салониках, после вступления Болгарии в войну, попросил именно русских прислать ему в подчинение вспомогательный корпус, так как по его агентурным сведениям, болгарский солдат откажется стрелять в русского братушку. Так ли бы это было или нет, сейчас доподлинно не скажешь, так как хитрая французская лиса, по прибытию к нему русской бригады, просто смешал русских с сербами. Но в тоже время точно известно, что первые братания русских с противником начались именно там, где против них стояли болгары.

Мда, не получается у меня дать историческую справку коротенечко, дальше тезисно. Во Вторую мировую болгары опять вошли в стан нашего противника, помимо разных смягчающих обстоятельств, как отсутствие болгар на восточном фронт, защита своих евреев от газовой камеры, да и в конце 44-го успели выступить и повоевать против Гитлера, есть непреложный факт, на начало войны в правительстве страны сидели германофилы, как и положено в монархии антибольшевистки настроенные. Ситуация вышла, как в той пословице — меня обманывать не сложно, я сам обманываться рад.

Однако товарищ Сталин тут чикаться особо не стал, вынес к черту за Гитлером большинство болгарских элитариев и поставил на их место проверенные кадры из местного коммунистического сопротивления. И случилось чудо, Болгария действительно стала наиболее комплементарной к русским страной ближнего зарубежья. И как верно подметил Ходаковский, ее и заграницей то не считали, так, 16я республика. Плюс по полуофициальным данным, Болгария дважды просилась в состав СССР, не приняли, уже тогда не желали лишний раз злить Европу.

Дальнейшая судьба Болгарии сильно напоминает ГДР-лайт. Горбачев сдает Живкова, как обычно далеко не безупречного, но все-таки просоветски настроенного правителя, на его месте формируется все еще прорусское правительство, с которым можно было бы работать, но разве Ельцину было до этого? К середине 90-х американцы сносят и его, формируя в болгарском истеблишменте монолитный русофобский блок.

Что в сухом остатке, вышеизложенная история, по моему скромному мнению, наглядно показывает, что взаимоотношение Болгарии с Россией зачастую определял не народ, а различные элитарные группы, так или иначе сопряженные с внешними силами и зависящие от политического момента. Значит ли это, что на самом деле Болгары нам поголовно братушки и их надо бежать спасать от поработившего их правительства? Нет, не значит, время утеряно и глупо ждать от населения, двадцать пять лет находящегося в русофобском европейском мейнстриме, какой-то особенной любви. Но даже признавая этот факт, может не стоит вставать в позу обиженного д'Артаньяна выискивая генетическую русофобию у окружающих, а заняться уровнем своей внешней политики и искусством дипломатии?

Мне в этом плане вспоминается любопытный факт, все знают что самые яростно-русофобские страны сегодня — это Прибалтийские вымираты. Но при этом в те далекие времена, когда мы еще участвовали в богомерзком Евровидение, эти же суперрусофобские страны ставили России одни из самых высоких оценок из возможных. А как так? О да, конечно, можно заявить, что нас вытягивало оставшееся там русскоязычное большинство, но что это меняет по сути? Вот есть страны, в которых большинство население, как минимум десять лет назад было в большинстве своем комплементарны русским, но политику уже тогда проводили строго русофобскую. Так может в вопросах геополитики горазда больше значат те, кто правит государством, а не те кто его населяет? Ась? А эти разговоры про демократию и выборы из двух и более кандидатов яйца выеденного не стоят?

Почему коллективный Запад сумел окружить нас русофобскими образованиями, а мы с большим трудом одного только Лукашенко отстояли? И почему у товарища Сталина получилось сделать из Болгарии, страну готовую добровольно войти в состав Союза, а мы сейчас сидим и жалуемся на предательских братушек? Может дело не столько в их подлости, сколько в нашей слабости?

P, S, В качестве заметки на полях добавлю, на прошедших президентских выборах Путина, голосование проходило не только в России, но и за рубежом, так вот участок в Софии дал результат: Путин — 59,93%, Даванков — 28,01%;. А вот результат в Белграде: Даванков — 67%, Путин — 10%. Интересно , не правда ли? Давайте уже пинков отвесим Россотрудничеству, чтобы оно наконец работать начало.

А для тех кто желает оценить разные точки зрения на ситуацию со всех сторон, предлагаю ознакомиться с очень занимательным (https://t.me/boyanchukov/698) блогом гражданина Болгарии, освещающего политику России. При некотором усилии болгарский можно читать даже без перевода. Привет, братушки!