Найти в Дзене
Вести: Приморье

«Недетский разговор»: репродуктивное здоровье и ранний диабет у мальчиков и девочек

Оглавление

Репродуктивное здоровье будущих родителей закладывается в детстве. Заботиться о здоровье мальчиков и девочек они должны буквально с рождения. Нарастающая проблема эндокринных заболеваний грозит серьезными проблемами в будущем. Об этом и многом другом в медиастудии ГТРК "Владивосток" побеседовали с Александрой Мухотиной, кандидатом медицинских наук, врачом высшей категории, гинекологом - эндокринологом президентом НП «Союз медицинских организаций и врачей Приморского края. В студии - Сергей Нелюбин.

Кто продолжит наш род?

Сергей Нелюбин:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Тема нашей сегодняшней программы это состояние здоровья наших детей, усилия взрослых по его сохранению и укреплению. Тема особенная у нас, она никогда не поднималась в наших программах.

Мы говорили о психологическом здоровье, об эмоциональном состоянии людей маленьких, взрослых, о других различных аспектах детской безопасности. Но вот сегодняшний разговор у нас такой. Тема у нас репродуктивная, о здоровье мальчиков и девочек. Она очень важная, потому что это тема будущего нашего общества, будущей демографии нашей, освещающая демографические проблемы нашей страны.

Ну, и вопрос, наверное, можно сформулировать таким образом, насколько мы, как родители, хорошо ориентируемся в этой теме, насколько мы понимаем вообще, что такое репродуктивное здоровье? И для того, чтобы как-то в этом во всем разобраться и помочь и вам, уважаемые радиослушатели, телезрители, родители своих детей, скажем так, мы позвали специалиста.

У нас в гостях Александра Григорьевна Мухотина, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, гинеколог - эндокринолог, президент некоммерческого партнерства «Союз медицинских организаций и врачей Приморского края».

Александра Григорьевна, здравствуйте!

Александра Мухотина:

- Добрый день!

Сергей Нелюбин:

- Вот сколько у вас титулов и это еще не все. В студии, как всегда, я, Сергей Нелюбин, и уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.

Ольга Романова:

- Здравствуйте, Сергей, здравствуйте, Александра Григорьевна.

Александра Мухотина:

- Здравствуйте!

Ольга Романова:

- Собственно, я поднимала эту тему, Александра Григорьевна, потому что считаю, что абсолютно точно нужно поднимать ее все чаще, все выше, и говорить об этом все подробнее, потому что родители не всегда представляют себе, что об этой теме нужно думать. Не в тот момент, когда дети вступают в период полового созревания, а гораздо раньше, и к этому моменту, когда ребенок становится подростком, многие вещи уже упущены, и мы, как родители, совершаем много-много ошибок. Поэтому сегодня такая тема. И я думаю, что она положит начало такому разговору (прим.ред.), и мы не в последний раз об этом будем говорить.

Александра Мухотина:

- Что же такое продолжение рода? Это то, что хочет любая семья. Любая семья видит в этом подрастающем ребенке все-таки свое начало и дальнейшее начало-начал своего рода, как бы мы ни говорили. То, что в этом году Год семьи, и такое внимание приковано к семьям, молодым семьям, очень вовремя Ольга Владимировна поднимает этот вопрос. Поскольку репродуктивное здоровье девочек и мальчиков, подростков, уже девушек и юношей, очень актуально.

Во-первых, начнем с того, что иногда нет возможности попасть к тем нужным специалистам, в частности мальчикам. Репродуктивное здоровье мальчиков также актуально, поскольку есть те проблемы, о которых уже бьют тревогу репродуктологи. Проблемы, которые появляются у мальчиков в более старшем возрасте (прим.ред.). А начинается все задолго до этого.

Есть специалисты, их очень мало, и крайне мало детских андрологов. Их практически нет. И мамы, папы порой не знают, для чего мальчика нужно до семи лет привести к данным специалистам. Он должен его осмотреть и, возможно, даже дать такие рекомендации, которые в будущем помогут продолжать этот род. И никогда этот юноша в будущем, будущий мужчина, будущий вообще глава семьи, не столкнется с проблемой репродуктивного здоровья.

Если мы сейчас говорим о репродуктивном здоровье, то это продолжение рода, и это тема вообще как-то, мне кажется, очень редко и поднимается. Это какая-то такая вещь, для обыкновенного человека, для обывателя, не обсуждаемая (прим.ред.).

Здесь тема подростковая, если вы уже шагнули, от детства совершеннолетия. Хотя мы понимаем, что все репродуктивное здоровье, зависит от здоровья будущих мам и пап. То есть, если вообще глубоко копать, то это вообще внутриутробное развитие мальчика или девочки. А это все зависит от состояния мамы, от здоровья состояния мамы непосредственно. Ну и, конечно же, от здоровья папы. Поэтому, когда мы говорим о подростковом периоде, это как-то ближе всем откликается, что что-то не то у подростка, что-то не то. Он об этом говорит чаще всего.

Девочек огорчает внешний вид, мальчиков тоже иногда огорчает внешний вид. Рост, такое уж развитие скелетной мускулатуры, они как-то так начинают комплексовать. И может быть, обращаться к докторам по именно этому вопросу.

Но если мы говорим о репродуктивном здоровье, то я не могу не обойти вот такие вот мифы, которые зачастую рождаются, ну может быть, не только у родителей, а вообще в нашем современном мире. Они рождаются и о них, порой, не задумываются, может быть, поэтому и не говорят. Хотя некоторые из них уже заняли такую вот в медицине такую пандемию, что ли, по статистике как таковой.

Эндокринные мифы рождают ожирение

Сергей Нелюбин:

- Мифы, кстати, очень часто транслируют друг другу, да?

Александра Мухотина:

- Да, мифы иногда и рождаются в ходе не понимания. «Я чего-то не знаю»…, и рождаю миф. (прим.ред.)

И я всегда задаю вопрос, легко ли быть вообще современными родителями как таковыми, да? И одновременно задам вопрос, а легко ли быть современным подростком? Подростком современным быть очень трудно. Они настолько ранимы все, и мальчики, и девочки, и они ранимы из-за того, что за 24 часа в них происходит такое количество гормональных бурь, которые вот нам с вами втроем не снились даже.

С самого простого начну, и вот это такой миф, как бы, по поводу веса у детей. Зачастую родители, кстати, приводят детей до 10 лет, и мальчиков, и девочек. И вот мы занимаемся у себя в центре с этой проблемой, но это вообще же пандемия уже. И среди детей эта тема, я сейчас не буду говорить о малышках и о недостатке веса, она прям отдельная, эндокринная тема.

И тема ожирения у детей коснулась и мальчиков, и девочек. Кстати, у мальчиков в более раннем возрасте чаще встречается ожирение. Это неизбежно потом скажется в подростковом периоде на становлении того самого главного, репродуктивного здоровья, который начинает с того, что просыпается сперматогенез. У мальчика в будущем все будет с репродуктивным здоровьем нормально, а если есть избыток жировой ткани, он всегда вклинивается и мешает.

Избыток жировой ткани это всегда воспаление в организме. Об этом тоже мало задумываются. Поэтому мы сейчас говорим не о той формуле, если сейчас перехожу к девочкам 90-60-90, мы сейчас говорим о той оптимальной массе, когда есть сбалансированное питание у детей.

И вот частый миф: вот ребенок, ну как же ему без сладкого, он же ребенок! И вот эта подмена понятий у родителей, которая давит и со стороны матери и со стороны отца.

Потом все доступно, чрезмерно доступно, все красиво упаковано, поэтому современные родители сейчас уже на это обращают внимание, они с этим приходят и, порой, не допускают того, что у их ребенка может появиться достаточно серьезное заболевание, которое раньше всегда было в возрасте 70+, условно, это диабет второго типа, а сейчас его диагностируют и статистика, нарастающая. Диабет второго типа появляется у детей раннего возраста, даже до подросткового периода. А в подростковом периоде наиболее это все обнажается и мешает восстановлению опять-таки того, с чего мы начали говорить, репродуктивному здоровью.

Говорим о сладком

Ольга Романова:

- Если говорить о сладком, давайте сразу рекомендацию, какое количество является нормой для потребления в день сладкого для ребенка такого-то возраста? И так ,сугубо по возрастам, наверное, тоже нужно отдельно собраться, по сбалансированному питанию,

Александра Мухотина:

- Могу сказать, что легкоусваиваемых углеводов, в котором относятся все вот эти сладости, 5-10%, не более за сутки.

Ольга Романова:

- От общего массы объема?

Александра Мухотина:

- От общего рациона. Нельзя ребенка, конечно же, лишать, но заменить полезным. Что такое сладкое? Оно может быть и в ягодах совершенно разного качества, но это не значит, что килограмм винограда ребенка должен съесть, он должен съесть определенное количество, вот 5-10% от общего количества. У него должны быть обязательно в рационе белки, он же растет, это строительный материал, это - аминокислоты белки. Это первое.

Но еще достаточно много иммуноглобулинов, которые обладают противовоспалительным таким свойством, то есть помогают поддержать ребенку иммунитет, это тоже белок, чистый белок, это мясо, рыба. Причем красные сорта мяса тоже должны присутствовать. Нельзя белок заменить только молочными продуктами, как это почему-то многие думают, потому что в мясе содержится большая группа витаминов группы В.

И я просто сейчас так нанизываю все то, что будет нам помогать понять, как же просыпается то, что называется репродуктивное завтра. Мы все хотим, чтобы у нас было репродуктивное завтра, это значит, чтобы в каждой семье в будущем был детский смех, чтобы минимально они обращались к тем вспомогательным технологиям, которые в XXI веке настолько активно стали не только популяризировать, но и развиваться. А это значит, о чем мы говорим, о том, что процент проблемы бесплодия в паре вырос.

Поэтому, может быть, родители, которые нас сейчас слушают, видят нас, может быть, задумаются, до семи лет вашего ребенка вы показывали не только педиатру, педиатр на сегодняшний день помогает в профилактике всех вирусных заболеваний, с которыми обращаются, и правильных прививок. Вот это то, с чем сталкиваемся мы, когда к нам на консультацию узких специалистов приходят мамы, папы с мальчиками и с девочками.

Недостаток детский андрологов

Сергей Нелюбин:

- Продолжаю, Александра Григорьевна, уточняя. Один из стереотипов, один из мифов таков: «В наше время этого не было, это не была проблемой, дети растут и растут. Зачем нужно показывать специалистам, если нас не показывали? Мы же выросли, у нас же все в порядке». И вы говорите о том, что история про бесплодие очень сильно изменилась в процентном соотношении. Можно привести статистику?

Александра Мухотина:

- Вы знаете, вот статистику по краю я сейчас вам не скажу, скажу в процентном соотношении. Ну вот смотрите, у нас в городе сейчас уже семь лабораторий ЭКО. Это о чем говорит? И они востребованы по своему назначению.

Поэтому я позволю, чтобы это было не в плане назидания, просто прояснение истины. Хотелось бы, чтобы так разговор был, чтобы нас вернее так услышали. Когда я начинала свою работу, и вообще медицине с 1979 года, достаточно давно, именно в этом направлении -сохранение репродуктивного здоровья, бесплодие – то, если брать его за 100%, 80% ложилось на плечи женские. И статистика об этом говорила, 20% мужской фактор.

И вот что-то произошло в конце XX века, а потом XXI век ворвался и уже 2024 год. И мы видим, что 60% мужского бесплодия, а 40% женского. И, на самом деле, это катастрофа.

А где у нас специалисты в раннем возрасте, детские андрологи? Их нет. А где подростковые врачи? Они лет пять вообще были убраны из поликлиник. Поэтому подростками прицельно, а именно в подростковом периоде, идет созревание и расцвет репродуктивной системы, никто не занимался (прим.ред.). Всё! Ты в будущем! Природа за тебя подумала, ты уже будущий родитель, у нее там запрограммировано. Всё! А что-то не так пошло.

Почему по теме избыточной массы тела столько вопросов, за избытком массы тела может скрываться очень много. Могут скрываться те эндокринопатии, которые неизбежно приведут к бесплодию. И это нужно выявлять в раннем детстве.

Поэтому это обычно бьют тревогу детские эндокринологи. Но их тоже колоссально мало. Их не хватает.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».