Ирина Белова
С начала года вступили в силу новые санкционные ограничения на российские алмазы со стороны стран G7 и Евросоюза. С января был введен прямой запрет на импорт российских алмазов, а с марта - бриллиантов, ограненных из алмазов российского происхождения в других странах на рынки стран G7 и ЕС.
Этими действиями наши алмазы пытаются приравнять к кровавым.
Основной документ Кимберлийского процесса (КП) – организации, занимающейся контролем за алмазным рынком и осуществляющей международную сертификацию, определяет конфликтные алмазы как необработанные алмазы, которые используются повстанческими движениями для финансирования войн против законных правительств.
Членами КП являются алмазодобывающие страны, включая Россию, и страны-импортеры.
Схема сертификации КП, предназначенная для исключения присутствия в международной торговле такого рода алмазов, была создана в 2003 году после гражданских войн в Анголе, Сьерра-Леоне и Либерии.
Продать на легальных торговых площадках несертифицированные алмазы сейчас практически невозможно. К примеру, международная корпорация De Beers использует блокчейн Tracr - цифровую платформу, позволяющую отслеживать движение природных алмазов от источника до потребителя.
По официальным данным КП, к настоящему времени доля "кровавых" алмазов сократилась на мировом рынке до менее одного процента. Однако есть мнение, что на нелегальном рынке их доля составляет около 15%, лишь немного сократившись с того момента, как международное сообщество объявило войну таким камням.
После начала СВО Украина, Евросоюз, Австралия, Великобритания, Канада и Соединенные Штаты потребовали осудить Россию и расширить определение Кимберлийского процесса по "кровавым" алмазам в контексте сложившейся ситуации.
В частности, представитель Украины предложил две поправки к схеме: расширить определение, включив в него государственные субъекты, а также разрешить странам, присоединившимся к процессу Кимберли, большинством голосов исключать страну, которая нарушает суверенитет другого члена организации.
До сих пор по этому вопросу решение не принималось. А значит, по отношению к российским алмазам определение "кровавые" не корректно.
Кроме того, есть возможность переориентироваться на другие рынки.
Всемирный алмазный совет (WDC), который представлен во всех рабочих группах Кимберлийского процесса и оказывает влияние на его деятельность, принял к сведению заявление лидеров G7 и стремится к взаимодействию с целью поддержки поэтапного введения ограничений на импорт российских алмазов на рынки этих стран.
Но при этом приоритетом он считает:
- важность предоставления африканским странам-производителям свободы и независимости в проверке и сертификации происхождения необработанных алмазов, добываемых на их территории;
- доступ к любым технологическим решениям, которые могут быть использованы для проверки происхождения алмазов, как для крупных, так и для мелких участников отрасли, включая представителей кустарного и мелкомасштабного горнодобывающего сектора.
Новые меры должны способствовать, а не ограничивать доступ к рынкам стран G7 для природных алмазов, полученных из ответственных источников.
Однако достичь таких условий в краткосрочной перспективе маловероятно, так как, по мнению многих заинтересованных представителей алмазной отрасли, механизм отслеживания алмазов российского происхождения сложный и дорогостоящий.
По мнению председателя КП Ахмеда бин Сулайема из ОАЭ, введение санкций в отношении поставок алмазов из России нанесет ущерб африканским добытчикам драгоценных камней (60% от мировой добычи), поскольку санкции приведут к нарушению глобальной цепочки поставок и дополнительным затратам по отслеживанию для алмазодобывающих стран.
Такого же мнения придерживаются ведущие производители алмазов De Beers и ботсванская госкомпания Okavango Diamond. Они предупреждают, что санкции против российских алмазов могут привести к чрезвычайному росту стоимости африканских драгоценных камней.
В этом контексте можно допустить увеличение доли алмазов на нелегальном рынке, но они необязательно будут "кровавыми".
С учетом высокой рыночной доли российских алмазов на мировом рынке (35%) и качества продукции оттеснить их с мирового рынка невозможно.
Санкции в краткосрочной перспективе могут ограничить поставки лишь крупных камней, не затронув более массовый сегмент из-за дороговизны их отслеживания.
При этом запрет ЕС не распространяется на промышленные алмазы и личные ювелирные украшения лиц, пересекающих границу.