Найти в Дзене

Статья «Развитие народного образования в России в ХVIII веке»

По результатам прочитанной и обработанной исторической литературы времени правления от Петра I до Екатериной II я сделала следующие выводы:

Петр I- Великий первый совершил рывок в области образования в России. Он обязал дворян учиться, только вот образование было направлено на военное дело: строительство флота, дипломатия.

В 1701 году в Москве открылись школа математических и навигационных наук, артиллерийская, горная и медицинская школы. Далее в 1714 году Петр 1 открыл в 40 городах России цифирные школы начального обучения дворянских детей. Годом позже в них уже принимались дети всех сословий. Для обучения дворян дипломатии и другим наукам Петр 1 отправлял их за границу. Петр I вкладывал все усилия в открытие школ военного направления, так в 1716 году открыл горную школу в Олонецке, а в1721 году на Урале. Так, в 1722 году в России действовали 42 цифирные школы, в которых обучалось 2000 человек.

Правление же Петра II и Екатерины I не дало изменений в направлении образования.

При Елизавете Петровне основанная при Петре I навигационная школа со временем превратилась в строго сословную, то есть в ней могли учиться только дети дворян. То же чуть позже произошло и с артиллерийским и инженерным училищами. Так же изменения претерпели и другие направления: в 1752 году в Петербурге был открыт кадетский корпус, а в Москве академия художеств и медицинский факультет при университете; в 1758 году в Казани открыты гимназии. Но огромный прорыв в образовании все равно произошел при Екатерине II.

В 1762 году Екатерина II открыла в Петербурге артиллерийские и инженерные шляхетские корпуса, однако теперь в них могли учится не только дети дворян, но и дети купцов, ремесленников, горожан. В 1764 году вМоскве был открыт воспитательный дом для подкидышей и «несчастнорожденных».

Екатерина II большое значение уделяла разностороннему образованию как всего народа, так и женщин, в частности. Так в Петербурге был открыт смольный институт благородных девиц, а позже при нем было открыто училище для «мещанских» девиц. В 1764 году была открыта академия художеств, а при ней училище. Вышедшие из него люди должны были составить «новое сословие» - ученых, художников, учителей, врачей, ремесленников.

Во время правления Екатерины II российское правительство серьезно занялось общественным образованием в стране. Высочайшим указом ее был издан «Указ о народных училищах», обнародованный в 1765 году.

В 1768-1783 гг. Екатерина II создала миссионерские школы для нерусских народов, в которых готовили переводчиков, учителей и низшее православное духовенство. Также она уделяла большое внимание подготовке кадров учителей, так в 1779 году в Москве открыта учительская семинария, а в 1782 году в Петербурге открывается главное народное училище для подготовки учителей.

При Екатерине II была создана первая в России классная система образования и подготовке учительских кадров. Так в 1786 году разрабатывалась новая программа обучения. В губерниях были открыты училища с четырехклассным образованием, а в уездных с двухклассным.

Екатерина II не забывала и про военную оборону страны. В 1794 году открыто в Николаеве артиллерийское училище, в 1797 в Петербурге при морском и сухопутном госпиталях медико-хирургической академии.

Всего при Екатерине II было открыто 1654 училища, в которых обучались 11088 учеников.

Из выше перечисленного можно сделать простой вывод. Когда Петр I уделял все свое вниманее военной мощи страны, Екатерина II открывала новые училища разностороннего направления в которых могли учиться как юноши, так и девушки.

Таблица с краткой информацией по развитию образования в XVIII веке здесь --->

Таблица ПР3.dot