67K подписчиков

Большие перемены в образовании: философию возвращают в школы? Пора приучать молодых мыслить со школьной скамьи

14K прочитали
Плавное переформатирование школьной программы уже запущено. Сама структура образования в рамках общества отражает те объективные тенденции, которые складываются или уже сложились.

Плавное переформатирование школьной программы уже запущено. Сама структура образования в рамках общества отражает те объективные тенденции, которые складываются или уже сложились. Смена вектора в школах и ВУЗах с прозападного, то есть с проультраимпериалистического на независимый — большая работа, которая требует комплексного подхода. В некотором роде обновлённая программа должна стать актом экзорцизма, который выбьет из российского общественного сознания дух неолиберализма, коим полнится современная образовательная программа.

Чего стоит только дисциплина «обществознание». На ней подростку расскажут, какие политические режимы правильные, а какие нет, что можно считать прогрессивным и свободным, а что непременно попадает под ярлык «тоталитаризма». Фактически дитяте на уроках выдают джентльменский набор неолиберализма, крайне упрощённый политический компас, прививают любовь к высочайшим достижениям неолиберализма и радикального индивидуализма. Неудивительно, что планируется снизить количество часов на изучение этой, с позволения сказать, дисциплинки и увеличить объём часов на изучение истории.

Однако следовало бы пойти ещё дальше. Современная массовая культура оболванивает население в интересах монополистического транснационального капитала. Она занимается этим крайне успешно именно потому, что выросшие в неолиберальных тисках люди крайне поверхностно изучили самые общие вопросы бытия. Между тем ещё Ленин говорил, что перед изучением любого предмета следует сперва разобраться в наиболее общих вопросах, и лишь потом переходить к конкретным. Общие вопросы на то и общие, что в тех или иных пропорциях присутствуют во всех частностях, потому не разобравшись с ними действительно глубокого познания всех сторон окружающей реальности добиться невозможно. Это всё равно что изучать в отдельности каждый конкретный листик дерева, но при этом не иметь даже малейшего представления о том, что такое дерево, как оно появилось и какую роль играют для него листья.

Наиболее общие вопросы бытия разрабатываются в рамках философии. В этом плане даже посредственное философское образование лучше его полного отсутствия, потому как даже ангажированное преподавание философии посеет в учениках стремление разбираться самостоятельно, мыслить, ставить вопросы и находить ответы. Спору нет — в рамках классового общества правящие круги попытаются использовать преподавание философии для проповедования удобных классовому обществу идей. Но школьники всё равно поймут, что вопросы соотношения материи и идеи, сознания и бытия, индивида и общества и многие другие требуют колоссальной проработки, которая порой может длиться всю жизнь. Такой шаг уже сделал бы многое для деколонизации общественного сознания, для удара по транснациональному капиталу в его попытках оболванить население, пропихнув неолиберализм как неоспоримую норму. Вряд ли ученики при выпуске из школы будут доходить до вершин материалистической диалектики, но это не повод ограничивать подрастающее поколение в философском образовании. Необходимо вводить курс философии в школу с младых ногтей.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429