411 подписчиков

Про личный опыт проживания потерь

220 прочитали

 Мне кажется, один из самых личных и индивидуальных процессов в нашей жизни - это то, как каждый переживает и проживает потерю близких.

Мне кажется, один из самых личных и индивидуальных процессов в нашей жизни - это то, как каждый переживает и проживает потерю близких. 

В моей жизни было трое значимых взрослых - папа, мама и бабушка (папина мама). Всех троих уже нет. И, должна сказать, что смерть каждого я проживала по-разному. 

С папой у меня было замороженное горевание. Он умер, когда мне было 11 лет. Я заморозила чувства, чтобы выжить в тот момент, так как была к нему сильно привязана. И отгоревывала его уже будучи в психотерапии. Кстати, именно после того, как горе начало выливаться из меня, и я начала проживать его смерть 20 лет спустя, в мою жизнь пришел мой будущий муж. И чуть позже я создала марафон завершения «Умей красиво прощаться». Мне стало понятно, КАКОЙ это важный и нужный процесс горевания, чтобы жизнь продолжалась. 

С мамой у меня было очень тяжелое горевание. Года три точно я испытывала самую разную палитру чувств. Много с этим работала. Но горевание было сразу и это уже хорошо. Я не бежала от него.

40 дней назад не стало моего самого значимого взрослого - бабушки. Так случилось, что она была для меня ключевой родительской фигурой. В ее честь меня назвали. Она занималась заботой обо мне и воспитанием всю жизнь. Бабушке было 93. Она три года не могла ходить по дому и уже очень хотела уйти. 

Но даже сидя на кровати она давала тепло и ощущение, что я внучка, я нужна и меня безусловно будут принимать любой. 

Поэтому с бабушкой у меня очень светлая грусть и амбивалентные чувства. С одной стороны, я очень без нее скучаю и учусь жить без нее. С другой стороны, я очень рада, что она теперь свободна. «Мое тело - моя тюрьма» - говорила она мне последние три года своей жизни.

Я часто сравниваю себя до потери близких и после с выходом в зазеркалье. С каждой потерей ты продвигаешься в это зазеркалье все глубже и глубже. Зеркало за зеркалом. И назад дороги нет. Ты уже никогда не будешь таким, как до потерь. Что-то меняется внутри. Не в лучшую, не в худшую сторону. Ты просто другой. И очень сложно объяснить про потери тем, кто не терял. 

Поверьте, это то, что плохо передается словами. Одно знаю точно - потери неизбежны. С моей точки зрения, полегче переживаются потери ожидаемые, нежели чем непредсказуемые. И не зря придумана долгая болезнь перед смертью. В какой-то степени я согласна с поговоркой «Страшнее смерти только ожидание смерти», но все это часть нашей жизни и сопротивление бесполезно. 

Поэтому каждому, кто ответственен за лежачих родственников, хочется сказать, что все конечно. И это важный этап. Помните о себе, чтобы не развалиться. 

А тем, кто сейчас в проживании потери, хочется пожелать не бежать от внутренних переживаний, а давать волю своим чувствам и искать им выход. С близкими, с психологом, с музыкой, во время прогулок, в письмах к умершему, у меня на марафоне завершения - выберите подходящий вам вариант и позаботьтесь о себе. Это очень важно для того, чтобы жизнь продолжалась, а не остановилась в точке потери. 

Берегите себя и близких. 

Хорошего дня всем! 

#agniyasoltan 

#агниясолтан

#психологияотношений 

#психологиянасалфетке 

#психологияонлайн