Вдохновившись подборкой Ани Янчевской, я задумалась, а какой мой ТОП мест? И немного поревновала, потому что во многих местах мы, конечно, совпадаем. Кстати, советую подписаться на Аню, чтобы не пропускать ее авторские концептуальные бранчи и ужины.
Я выбрала места, в которых люблю бывать сама и куда с радостью приглашаю друзей и гостей.
Театральное
Раньше моим безусловным лидером по посещениям был моноспектакль «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах» в Практике, я была на нем более 10 раз, Антон Кукушкин делает на сцене что-то невероятное. Если вам удастся найти способ и на него попасть, подмигните мне.
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей
Сегодня мою личную пальму первенства по количеству посещений забрал «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей». Я люблю ходить туда сама, приводить друзей и знакомых, отправлять школы и коммьюнити. И каждый раз, без исключений, я получаю благодарности за то, что открыла для них это место.
Что вас ждет: истории предпринимателей, создавших культурный ландшафт, в котором мы живем и сегодня, изменивших правила, задавших новые нормы, гениальные приемы маркетинга, подвиги и поступки женщин и семей, Людей с большой буквы. Нельзя войти и в этот музей и выйти одним и тем же человеком.
Когда меня спросят, что хорошего в жизни я сделала, я скажу, что привела людей в этот музей и открыла эти истории.
Не было ни одного визита, чтобы я не узнала чего-то нового. И совершенно точно, я отправлюсь туда еще не раз.
Если вы соберетесь в музей, позаботьтесь о компании. То, с кем вы будете рефлексировать полученную информацию не менее важно, чем сама информация, а возможно даже более значимо.
Места новой нормы
Если вам понравится «Музей Дела», то я могу быть уверена, что вам будет интересно и на экскурсиях в Большом театре, МХТ им. Чехова, кинотеатре «Художественный», «Доме Наркомфина», как в флагманах, задавших когда-то культурные нормы, которые длятся до сих пор. Мы с друзьями сейчас собираемся, например, с экскурсией в Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
С экскурсией в кинотеатр «Художественный» нужно быть осторожнее, когда вы узнаете, с каким вниманием лучшие бюро планировали каждый нюанс вашего досуга и пребывания в этом Дворце кино, вы больше не сможете ходить в кинотеатры в торговых центрах, потому что просмотр кинофильмов становится ритуалом, достойным особых декораций и условий.
Музыкальный театр имени Станиславского
и Немировича-Данченко
Театральная точка притяжения на сегодня — одноактные балеты в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, который в народе ласково называют «Стасик». Готова ходить на них так долго, сколько они будут повторяться. Каждую постановку я переживаю такую тотальную красоту, что совсем не переживаю о том, что не понимаю сюжета.
Рихтер
Место, в котором меня можно встретить чаще всего, где с наибольшей вероятностью я назначу вам встречу, куда я прихожу и одна, и с друзьями, и по поводам, и без — это Рихтер. Рихтер — мое безупречное все — интерьеры, детали, еда, события, люди. Это удивительное концепт-пространство, которое, на мой взгляд, никто еще не смог повторить, и мне в нем очень органично. Если бы я была пространством, я была бы им.
Марфо-Мариинская обитель
Еще одно важное место рядом с Рихтером, по которому я могла бы водить экскурсию (и так и делаю для своих друзей) — это Марфо-Мариинская обитель. Место с огромным смыслом, составляющей, деятельностью, создаваемое влюбленными в дело людьми. Уникальная архитектура Щусева, росписи Михаила Нестерова, фрески Павла Корина (сейчас закрыты для посторонних, к сожалению). Собор, не похожий ни на один другой в мире — разве что на Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцево.
Антипа
«Антипа» конечно же.
Поехать на службу, поехать просто так, встретить друзей, привести друзей, зайти за кофе, заглянуть за новой газетой. Это удивительное, даже не место, а целое культурное явление.
Я спросила как-то друга, за что он любит Антипу, и мне понравился его ответ: я тут всегда принят, всегда уместен, даже если видны мои татуировки, даже если проходил мимо, я не чувствую здесь осуждения.
ДПИ
Место, в котором я регулярно оказываюсь, даже если не планировала — это ДПИ. Мне нравится и само пространство, и текущая команда и то, какие события и инициативы они создают. А их решетки на окнах — как говорят под впечатлением «это отвал всего»!
Дом-музей Васнецова
Мое личное место побега в городе, в которое никого не зову, — Дом-музей Васнецова. В этом доме Виктор Васнецов прожил с 1894 по 1926 год. На втором этаже находится его мастерская. Именно за эффект больших работ в небольшом помещении (и за отсутствие толп) я люблю это место.
Рестораны
Когда просят отвести на ужин в нестандартное или неожиданное для Москвы место: Зойка с ее стихами, Москва-Дели с обескураживающим «разувайтесь, у нас нет меню», кабинет 3.14 без камер и еще несколько спикизи мест, но на то они и спикизи, чтобы их не называть.
Masters
Тут же на Патриарших, между «Зойкой» и «Москва-Дели» пространство школы Masters, куда раньше заходили по пути за кофе и посмотреть книги, а теперь приезжаем целенаправленно на лекции и офлайн встречи.
Питер
Если в Питер, то обязательно догулять до «Подписных изданий», как бы ни были удобны доставки, эту возможность ногами ходить среди стеллажей, вдыхать краску с бумаги, держать книгу в руках — ничем не заменить.
Кстати, если вы не были в Анненкирхе ни разу, внесите ее в свой список к посещению.
«Сенокос» в Суздале
Летом — уже традиционный «Сенокос» в Суздале. Иммерсивный спектакль-фестиваль с локациями по всему городу и даже за его пределами от «Мира». Традиционно он совпадает с «Днем огурца» и нашими страданиями по этому поводу. В 2024 году вместо «Сенокоса» будет проходить фестиваль 1000 лет за 10 дней.
Восстановленные загородные усадьбы, терема, дома
Все по-своему хороши, Асташово и лес вокруг него вообще невозможно не любить. Но мое пребывание в Скорняково-Архангельское совпало с отключением электричества в районе и теперь мы связаны цифровым детоксом, закатами на пригорке, книгами под яблоней, чтением стихов наизусть в лодке, «Пьесой для неоконченного пианино» под самовар и сырниками с костра.
Оптина Пустынь
Зима — это Оптина Пустынь.
Так вышло, что я люблю ее именно зимней: без зелени, в снегах, с ощущением мороза на коже. Даже образ новой часовни зимой — другой. У меня нет понятных объяснений для этого места, в нем не чувствуется холод — например. Если ехать на поезде, который прибывает на станцию сквозь вьюгу, можно почувствовать себя как в кино.
А для того, чтобы описать зимний лес между скитом и монастырем — нет слов. Представьте: зимний лес, очень много чистого белого снега, переливающееся солнце, легкий ветер и монахи в черных облачениях, буквально плывущие по своим невидимым тропинкам от монастыря к скиту и обратно. Наверное, я чувствую себя там, как внутри картин Нестерова.
Дивеево
И мое сердце мира — Дивеево.
Я была во многих местах мира и в России, в тех, что называют местами силы, особыми местами. Я вижу их красоту, величие, но нигде не чувствую себя так, как здесь, «в гостях у батюшки Серафима». Я ехала сюда когда-то в первый раз, как в популярную точку на карте, с большим уважением и интересом к истории Серафима Саровского, но и без больших ожиданий. И часть меня здесь и осталась.
Я не люблю сюда ездить с кем-то. Это место для другого пребывания. Раньше я приезжала на несколько дней, и с радостью проводила их отрыве от рабочих задач. Впрочем, без дела вы здесь не останетесь. Мыть храм, ухаживать за лампадами, сортировать сухарики, стричь цветы в саду, собирать яблоки, сортировать пижму для аптеки — помощь здесь всегда нужна.
Однажды меня попросили «встать на свечи» возле мощей, а после, ухаживать за иконой «Умиление» и подсвечником во время службы — это был опыт, непохожий ни на что прежде, который нет смысла описывать. Но, до сих пор иногда я сажусь на ночной поезд с автобусом «Москва-Арзамас-Дивеево», целый день ухаживаю за свечами, не отлучаясь, и вечером возвращаюсь обратно.
Если вдруг, в Дивеево, вы увидите молодую женщину, ухаживающую за свечами, охотно и приветливо отвечающую на вопросы, с которой иногда ругаются за то, что она дает догорать свечам до конца — возможно, это буду я. А если вы, шутливо, спросите есть ли у меня любимый святой — я отвечу, что да, и это Серафим Саровский.
Если хочется «сбежать» в книги, есть несколько авторов, к которым я «врываюсь» с любой страницы, даже с середины книг: Герман Гессе, Антоний Сурожский, Григорий Померанц, Михаил Булгаков.
Еще больше интересных подборок, находок и новостей в нашем Telegram-канале "Новый русский // Культурный код".