Психоделический триллер с элементами фильма ужасов специфического канадского режиссёра Дэвида Кроненберга на момент своего выхода в феврале 1983 года не стал откровением для широкой аудитории, провалившись в прокате. Кроненберг никогда не был "кассовым творцом" большинство фильмов канадца в кинотеатрах выступало скромно, но картины его нравились критикам, и показывали неплохие результаты после выхода на носителях, зачастую при этом зарабатывая культовый статус в узких кругах искушённых кинозрителей. "Видеодром" ждала именно эта участь.
Главные роли исполнили: Джеймс Вудс, Соня Смитс, Дебби Харри, Питер Дворски, Лесли Карлсон, и Джек Кирли
Немного о сюжете: Макс Ренн - управляющий (исполнительный директор) небольшого телевизионного кабельного канала (Channel 83 Civic-TV), который специализируется на видео для взрослых эротического и порнографического характера. Макс постоянно находится в поисках зрелищ "позабористей" так как его волнует вопрос банального экономического выживания, и он очень хочет "удивить" зрителей, завладеть их вниманием с помощью шок-контента. Благодаря стараниям его помощника, который незаконно сканирует спутниковые каналы на предмет закрытых трансляций, Макс получает запись странного (жестокого и садистского) шоу под названием "Видеодром" в котором будто в прямом эфире происходит всякое нехорошее, непосредственно связанное с насилием опасным для здоровья и жизни, как минимум это причинение боли обездвиженным людям, без их согласия. И всё это не было постановкой и являлось по сути так называемым снафф-видео.
Макс, понимая, что эти зрелища невозможно переплюнуть в плане эксклюзивности и спрос на подобное абсолютное насилие будет просто огромным, загорается идеей выйти на создателей (продюсеров) адского шоу, чтобы приобрести материал для курируемого им телеканала, не подозревая, что окажется в эпицентре специфического заговора, связанного с созданием новой реальности, и чем ближе он подберётся к истокам со своими навязчивыми идеями, тем более экстремальными и реалистичными будут его галлюцинации.
Интересные факты:
1. Общая идея картины была основана на детских воспоминаниях Кроненберга, связанных с его личной искренней любовью к телевидению, граничащей (по его словам) с зависимостью, и так называемых "городских легендах" популярных в пятидесятых годах: где общее тлетворное влияние телевидения на неокрепшие умы, уступало место более фантастическим и жёстким байкам про контроль разума (воздействие на подсознание с помощью 25-го кадра) и ускоренное формирование онкологии у любителей провести чрезмерное количество времени у экранов. Кроме того переключая каналы и натыкаясь на едва видимое изображение, которое еле просматривалось из-за помех он задумывался не о неполадках в своей антенне, а о секретных телепередачах, для узкого круга лиц, которые он просто видеть не должен.
2. "Видеодром" стал первым студийным фильмом Кроненберга, уже во время производства к проекту подключилась студия "Universal" дельцы которой взяли на себя большую часть расходов, получив права на распространение фильма в Америке и Канаде.
3. Телеканал Civic TV это явная отсылка к City TV, телевизионной станции Торонто, которая одной из первых в Канаде для привлечения аудитории стала показывать эротику в рамках своих ночных программ. Одного из партнеров Макса Ренна зовут Морис - это тоже отсылка к основателю City TV Морису Знаймеру.
4. Дэвид Цубоучи, который появился в картине в эпизодической роли японского продавца порнушки, позже стал министром культуры и членом Законодательного собрания канадской провинции Онтарио. Факт его появления в столь противоречивом фильме на такой "недостойной" роли активно использовался его оппозицией в середине девяностых.
5. Среди сцен, которые предусматривал сценарий, которые были отсняты, но в кино так и не попали, была сцена в которой работающий телевизор транслирующий некое изображение, поднимался из-под воды прямо в ванной, которую в тот момент принимал главный герой. Это была очень опасная и технически сложная сцена, создание которой долгое время обдумывали. Командой по созданию спецэффектов под руководством Рика Бейкера было придумано в итоге несколько вариантов, первый из которых отсекли из-за бюджетных ограничений, так как после всех подсчётов он оказался слишком затратным. Ванну хотели заполнить специальной прозрачной жидкостью имитирующей воду и не проводящей при этом электричество, но она стоила двадцать пять долларов за литр. Решили вопрос дёшево и сердито - товарищи просто взяли настоящий телевизор и обильно покрыли все его "внутренности" слоями гидроизоляции. И это сработало: работающий телевизор окунули в бассейн, где он благополучно всплыл продолжая работать, и замечательно держаться при этом на плаву, благодаря вакууму внутри кинескопа. Сцену отсняли, но позже вырезали, непосредственно перед премьерой.
5. Из-за строгих правил кинопроизводства в Канаде, Кроненберг приступил к съёмкам фильма не имея на руках итогового утверждённого студией сценария. Стартовали съёмки поздней осенью 1981 года, поскольку для картин, хотя бы частично финансируемых канадским правительством, законом были установлены не подлежащие обсуждению сроки, производство пришлось завершать к концу календарного года. Так что все трудились имея на руках лишь прототип сценария, который приходилось менять на ходу, не только из-за повсеместных бюджетных ограничений, или из-за грядущих проблем с рейтинговой комиссией, но и потому что он изначально был более дерзким, диким, жёстким, и шокирующим. Современные на тот момент реалии, правила, нормы морали, и естественно дельцы киностудии оказались не готовы ко всей мощи разгулявшейся на бумаге фантазии амбициозного специфического творца. Настроения у членов съёмочной группы были упадническими, съёмки происходили хаотично и по площадке ползли слухи об отмене финансирования.
6. Для картины было придумано три альтернативных финала. Идея концовки в итоге, использованной в фильме, принадлежала титульному актёру Джеймсу Вудсу, который незамедлительно согласовал её с постановщиком, и тот вроде бы её понял, но это не точно. Условием второго было лишь включение актрисы Дебби Харри в эти события - и она подталкивала Макса к определённым действиям, став его проводником в мир новой плоти. На самом деле Кроненберг считал, что финал получился идеальным. Изначально он склонялся к варианту в котором самоубийство Макса оказывалось галлюцинацией. Кроме того режиссёр планировал снять пролог, для чего спрашивал у ведущих актёров, готовы ли они сняться в "мутантской" оргии, где у них появятся различные неприятные тентакли, и актёры даже согласились, но творец пришёл к мнению, что это мероприятие будет очень затратным, и сложно в плане создания спецэффектов, и будет в целом глупо выглядеть.
7. "Вечная жизнь новой плоти" (Да здравствует новая плоть). Знаменитая фраза, как часть лозунга "Смерть видеодрому, вечная жизнь новой плоти!" была придумана самим Кроненбергом. Многие зрители не поняли, что она на самом деле означала: физическую жизнь после смерти или новые технологические тела. Постановщик в нескольких интервью подчёркивал, что точно не имел в виду физическую жизнь после смерти, но и про новые технологические тела догадку прямо не подтверждал. Держа планку загадочности он как-то поведал журналистам, что всё, что происходит в фильме, происходит на самом деле (в реальности), пока Макс не встречает Барри Конвекса, подозрительного владельца сетевых магазинов оптики, который убеждает его попытаться разобраться со своими ощущениями от просмотра "Видеодрома" с помощью специального высокотехнологического девайса, этакого шлема виртуальной реальности. После этого режиссер заявил, что всё становится сложнее, но не уточнил, как именно.
8. Кстати в сцене с этим самым шлемом на голове, зритель на экране видит непосредственно режиссёра. Джеймс Вудс за время съёмок стал очень нервным, и его иной раз преследовали кратковременные вспышки паники и паранойи - он наотрез отказался сниматься в данном эпизоде, из-за того, что боялся, что его может ударить током. Чтобы не выбиваться из графика, Кроненберг на месте разрешил ситуацию, вызвавшись добровольцем. Позже он объяснил подобные срывы титульного актёра, его приверженностью к так называемому Методу (набор приёмов актёрской игры по системе Станиславского), получается Вудс в определённый момент слишком сильно вжился в роль, в результате чего его психика немного пострадала. Совсем чуть-чуть.
9. Дебору Харри Кроненберг пригласил сняться в своём фильме после того как увидел её в детективной трагикомедии "Union City" (1980), хотя на тот момент женщина была больше известна как вокалистка популярной группы "Blondie", которая кроме пения нередко выступала в одном из нью-йоркских театров. Большого опыта у неё не было и Дебби переживала, что её сатирический образ, который она эксплуатировала на сцене не слишком "вяжется" с "серьёзным" кинематографом и о своих опасениях она часто говорила с постановщиком, у которого была иная точка зрения. Для роли ей пришлось перекрасить волосы.
10. В десятилетия предшествовавшие съёмкам в Канаде были очень популярны некоммерческие организации по оказанию различной помощи нуждающимся. Поэтому в картине и появилась специфическая благотворительная контора "Электронный луч" где опустившиеся на дно жизни бедолаги могли вдоволь смотреть телевизор и пить апельсиновый сок. Под неё обустроили закрытую фабрику по производству пианино, чуть не уничтожив при этом электропроводку в здании, которая дымилась и плавилась из-за чрезмерной нагрузки вызванной подключением большого количества работающих электроприборов.
11. Телевизор главного героя, задействованный во множестве сцен по ходу развития сюжета, представлял собой популярную в то время модель фирмы TeleRANGER. Его выбрали в первую очередь из-за большого размера, а он должен был быть большим, чтобы вместить в себя разнообразные нововведения разработанные Риком Бейкером, который старательно экспериментировал с реквизитом изобретая необходимые спецэффекты для съёмок той или иной сцены, работая с различными видами материалов, подбирая оптимальные - эффективные и недорогие варианты. Специалисты установили внутри пневматическую камеру, заставляя удалённо двигаться её среди других элементов - резины и пластика, так удалось создать эффект дышащего телевизора. Для сцены с погружением головы главного героя в экран использовали проектор и натянутую латексную завесу. Экран раздувался сжатым воздухом, а на него проецировали изображение манящих губ Дебби Харри. Это придало сцене необходимое ощущение тактильности, и естественности, и это было круче чем любые компьютерные спецэффекты, так как актёр мог непосредственно взаимодействовать с объектом, вместо того, чтобы стараться импровизировать на фоне зелёных экранов.
12. Для взрыва телевизора, после которого на пол извергалось его странное содержимое, на ближайшем заводе по переработке мяса была приобретена целая бочка свиных потрохов, которыми обильно было забито всё пространство за взрываемым экраном. Всё получилось не с первого раза, так что в итоге была использована вся бочка.
13. В сцене, где Макс обнаруживает щель у себя в животе и прячет в неё пистолет, Джеймс Вудс на самом деле стоял на полу за диваном, а его нижней частью туловища и ногами, которые были муляжом, двигал специально обученный человек, прятавшийся по долгу службы, под журнальным столиком.
14. Театральная версия картины подверглась нападению монтажёра по требованию дельцов киностудии, что вызвало искреннее недоумение постановщика, ведь кино при любом раскладе получало взрослый возрастной рейтинг. Были вырезаны любые намёки на секс-игрушки, сцена с избиением подвешенного под потолком мужчины с электродами на тестикулах, сцена секса главных героев в декорациях Видеодрома. Всё вырезанное было возвращено уже после кинотеатрального провала фильма, для его выпуска на носителях.
15. Провал фильма нельзя назвать громким только потому что всё его производство обошлось в шесть миллионов долларов. Кроненберг шутил, что никогда толком не понимал, как именно работает дистрибуция и маркетинг студийных картин, но он очень надеялся, что "Видеодром" займёт первую строчку бокс-офиса в США и заработает миллионов под двести, но всё случилось иначе. В первую неделю после старта проката, кино замыкало вторую десятку бокс-офиса, чуда не произошло: через неделю оно оказалось уже в третьей десятке, а затем у фильма начали забирать экраны. "Видеодром" в прокате смог за это время заработать два миллиона. Постановщик признавал, что из-за своей специфичности и интимности - его работы более успешно находят своего зрителя на носителях и ТВ, чем в кинозалах, во время съёмок он даже выставлял композицию кадра особым образом, чтобы ленту затем не приходилось обрезать под телевизионный формат.
"Видеодром" не самый зрелищный, и тем более не самый понятный фильм специфического режиссёра с чрезвычайно богатой фантазией и собственным стилем. Авторское размышление на темы чрезмерного потребления телевидения и человеческих пороков, полное визуальных метафор и сюрреалистичных образов, смысл которых никто не будет объяснять. Это интуитивное, неспокойное, и грубое зрелище, в котором Кроненберг затейливо играет не только со своими фирменными трансформациями человеческой плоти, но и с самой материей: превращая технику, психику, и человеческое тело в единое целое. Если вы не боитесь экспериментировать с кинематографом - дайте картине шанс. Это отличный способ стать участником чужого "бэдтрипа" и понаблюдать за играми разума с безопасного расстояния.
Вот и всё на сегодня ребята! Если статья вам понравилась - оцените её лайком и подпишитесь на канал.
Три последних поста если вы хотите остаться:
Благодарю за внимание. Берегите себя!