Следуя хронологической последовательности, отойду от описания практик на один шаг в сторону, чтобы затронуть некоторые темы из теории тантры, что поможет нам усилить личную практику.
«Возвращение в рай» или «контакт с самостью», как и другой трансцендентный опыт, воспринимаются как нечто максимально далекое от настоящего, и, из-за этого, недостижимое. Поэтому концепция контакта с самостью, восприятия из состояния единства становится тем, к чему мы стремимся, и этим вынуждаемые наблюдать, что нам мешает.
Вместо взаимодействия с настоящим из чистоты и легкости в результате из духовной эволюции получается эгрегор, впитывающий энергию тонны слов и внимания в эпоху фрустрирующего интернета.
Трактат ВБТ это набор инструментов, помогающих преодолеть инерцию эгрегора, выйти из аналитического поля в практическое. Входя в пространство Тантры, мы уже принимаем наличие творческого начала, духовной воли и естественного направления всех потоков к слиянию с высшим Сознанием, как нечто данное по праву появления индивидуального в этой плотности. Где-то на пороге мы должны оставить весь багаж связанный с безвыборностью и пустотностью и допустить на время существование практикующего, эволюционирующего, обладающего намерением и возможностью выбирать направление внимания и выполнять необходимые дхараны, то есть ментальные «асаны».
В любой момент можно поменять кимоно для практик на уютный домашний халатик концепции несуществования ума в уме.
В майндфулнес есть основополагающая конструкция — треугольник осознанности, который еще называют картой настоящего момента. Точки образующие треугольник — это ощущения, эмоции и мысли. Это то, что нами осознаваемо, все, на что нужно фиксировать ум в моменте, остальное является иллюзией, а значит результатом работы ума, мыслями. На основе этого треугольника выстраивается и сам курс MBSR и практики, входящие в обязательную программу.
Тантра называет созерцание треугольника осознанности познанием, добавляя эпитет благороднейшего из занятий.
Любопытно, что если приглядеться, то в тантре мы можем обнаружить свой «треугольник осознанности».
Кроме осознания настоящего, как неотъемлимого условия, как минимум любой практики, как максимум действия совершаемого 24\7, есть эволюционный процесс самоосознавания, в котором индивидуальное растворяется в безграничном сознании Шивы, то есть «контакт с самостью» и «возвращение в рай». И способствует эволюционному процессу ясное видение в своих настоящих проявлениях, ощущениях, эмоциях, мыслях, словах, реакциях и действиях, трех качеств человеческой природы: саттва —божественность, тамас — это демоническое качество, раджас — индивидуальное устремление.
Человека от животного отличает обладание знанием существования в настоящем, в пространстве и времени… а так же возможность осознавать себя за пределами грубой, инертной материальной реальности.
Осознание настоящего и себя, благороднейшее познание, ясное видение, созерцание, наблюдение — это работа ума. ВБТ же направлена на выход на его пределы.
«Я — есть» для тантры это дхарана, проживание в опыте настоящего уникальное самовосприятие единого с помощью специально созданной для этих целей неповторимой формы.
Майндфулнес предлагает максимально погрузиться в настоящий момент и тем самым исчезнуть, достичь состояния, в котором путем созерцания растворяется любое я, как напряжение, помехи в эфире.
Тантра же наделяет сознательную энергию созидательным началом, объясняя тем самым суть бытия, танца Шивы и Шакти, рожденного из стремления единой энергии, материализовавшейся в бесчисленном множестве разных форм и уровней, соединиться с единым сознанием.
Согласно тантре, мы не способны повлиять на уже проявленное, но самосознание, соединенное с плотной формой, способно актом творения оказать влияние на процесс, остающийся невидимым и неизвестным, происходящий еще до того, как он принимает облик материи.
То есть, практикуя сутры, мы вносим изменения в жизнь, еще не видимые глазу, не ощутимые органами чувств.
Тантрические методы активируют тонкие тела для целей духовного опыта, например, для развития и раскрытия центров, избавления от психологического мусора, единения с высшими силами, используя не только такие виды деятельности ума как концентрация и созерцание, а еще визуализацию и воображение.
12 методов ВБТ это формы опыта, которые направленны на отлипания ума от материи и объективной самости. Методы, которые будут работать до тех пор, пока наше устремление не будет всецело захвачено Духом.
Любопытно, что тантра использует ум, для того, чтобы его преодолеть, точнее способность ума к визуализации. Воображение — как способность вызывать не обусловленные внешними факторами флуктуации ума, воспринимать то, что недоступно нашей сенсорной системе, так, словно это происходит в реальности.
Однако, для того, чтобы визуализация стала практикой, необходимо, благодаря ментальному процессу активировать соответствующие химические и физические процессы в теле. Такой процесс «воображения» называют Бхавана.
Бхавана используется для слияния с божественным и оно сочетает в себе идеи, образы, чувства, ощущения. Именно эмоциональная составляющая делает бхавану сильной.
Таким образом на энергию Шакти мы воздействуем, применяя творческую природу Шивы, и тем самым превосходим объективную реальность — по своему устремлению из пустоты проявляя и проживая трансцендентный опыт так, что он меняет химию тела, работу внутренних органов, вибрационный фон.
Воображение является величайшим даром для самопознания и самореализации, индивидуальной формой бесконечного сознания.
Свами Сатьянанда про ментальную энергию, которую мы используем в практиках сутр пишет так:
«В отличие от асаны, пранаямы, мудры и бандхи, дхарана не является физическим упражнением.
Во время дхараны не происходит никакого физического движения.
Любая форма дхараны требует неподвижности тела в качестве обязательного условия.
Способности, требующиеся для дхараны — это воображение и визуализация.
Даже дхараны, которые требуют использования практик асаны, пранаямы, мудры и бандхи, предназначены для выполнения на ментальном плане.
Вы должны представлять себе весь процесс, и накладывать его на тело.
В действительности, ничего не происходит, но вы воображаете, что это происходит.
Вы должны представлять себе весь процесс, и накладывать его на тело.
В действительности, ничего не происходит, но вы воображаете, что это происходит.
Этот процесс приведет вас к очень важному открытию, что вы можете влиять на свои тело и ум просто с помощью воображения.
Постепенно ум будет становиться таким усовершенствованным, что вы сможете с помощью него выполнять все чувственные акты, не проходя через соответствующий процесс в действительности.
Вы сможете обонять аромат сандала, чувствовать вкус своей любимой пищи, видеть лицо любимого человека, осязать мягкость шелка, или даже слышать звук флейты.
Этот опыт, который вы обычно получаете посредством органов чувств, доступен вам даже без присутствия чувственных объектов.
Это результат расширения границ ума. Когда это происходит, вы можете полностью изменять структуру своего существа.
Для выполнения некоторых практик ВБТ, вы можете вообразить, что видите самого себя, и установить с самим собой субъектно-объектное отношение, подобно отношению видящего или свидетеля.
Вообразите как ваш астрально-ментальный двойник делает то, что вам нужно чтобы делало ваше тело.
Это относится ко всем дхаранам ВБТ, их следует выполнять на ментальном и астральном плане.
В конечном счете, для достижения более высокого опыта, необходимо обуздывать именно ум и Индру - властителя чувств.
Это также означает, что практикующий должен быть полностью знаком с процессом, чтобы быть способным визуализировать его в мельчайших подробностях.»