Найти тему
Ардо вин Акисс

Как нужно начинать Терри Пратчетта читать

Иллюстрация к роману "Стража! Стража!"
Иллюстрация к роману "Стража! Стража!"

Думаю, многим здесь знакомо имя Терри Пратчетта -  британского писателя, написавшего больше 40 книг о Плоском Мире. Это преимущественно юмористическое фэнтези, прославившееся точной или едкой сатирой на разные аспекты индивидуального и общественного бытия. Под раздачу попали культурные особенности британского общества, политика, религия, психология человека как таковая, поп-культура, опера и кинематограф, музыка, масс-медия и британская образовательная система, проблемы экологии и здравоохранения, и т.д. и т.п. Цикл историй о Плоском Мире многогранен и разносторонен, любую книгу можно читать отдельно от остальных и понять общий посыл, не подозревая об отсылках к другим произведениям Пратчетта. На тематических сайтах новичок может узнать о существовании подциклов, в которых истории объединены общими главными героями - например, о Городской Страже, Ведьмах и Волшебниках Незримого Университета, но они написаны так, что их необязательно читать по порядку. Я, например, начал свое знакомство с Плоским Миром, когда прочел "К оружию! К оружию!" - вторую книгу из подцикла о Ночной Страже. До этого была другая, неудачная попытка, когда я пробовал читать "Цвет волшебства" - самую первую книгу о Плоском Мире, но эта книга мне не зашла совершенно. И как я успел узнать, не мне одному. "Цвет волшебства" не тянет на произведение, способное принести автору мировую известность, но Пратчетт - писатель именно такой величины.

Так в чем же дело? Почему цикл о Плоском Мире хорош, а книга, которая должна знакомить с ним читателя - нет?

Потому что "Цвет волшебства" - не о том Плоском Мире, который цитируют и ссылаются как на пример образцового иронического фентези и просто хорошей литературы с сильным философским посылом. Эта книга в первую очередь пародия на известные фентезийные серии того времени, в которой Пратчетт пытался не сколько высмеять устоявшиеся штампы жанра, сколько создать свой собственный сеттинг. Но со страниц "Цвета Волшебства" в фундамент неплохо проработанного мира, в котором свет движется со скоростью звука, вошло удивительно мало кирпичиков. В "Цвете волшебства" нет Смерти с его меланхоличной философией, нет патриция Витинари, нет городских гильдий и кремнийорганических троллей, и еще великого множества изюминок, среди которых и непосредственно Ринсвинд, полностью неспособный к магии. Да, на самом деле в книга Пратчетта фигурируют два разных Ринсвинда: первый не может творить магию из-за заклинания из Октаво, которое не позволяет ему использовать любую другую магию, а второй - просто в принципе неспособный к магии волшебник, который в таком виде появился в книге "Посох и шляпа".

Плоский Мир, который любят и знают миллионы читателей по всему миру, формировался в первых двух десятках книг, и не так просто определить, какая история внесла в это дело наибольший вклад. Но можно перечислить ключевые, в которых впервые появляются самые известные и любимые поклонниками творчества Пратчетта персонажи.

1. "Мор, ученик Смерти" - с этой книги начинается переосмысление образа Смерти. Изабель, его приемная дочь, появилась еще в книге "Безумная звезда", но там Пратчетт использовал совсем иную концепцию с очевидными лавкрафтовскими мотивами. В "Море" он полностью от нее отошел. Так же в этой книге подробно описан механизм взаимодействия Смерти с миром смертных, который полностью отличается от того, что был описан в "Цвете волшебства". Есть мнение, что именно "Мор, ученик Смерти" - первая настоящая книга о Плоском Мире, и я с этим по большому счету согласен. Здесь формируется узнаваемый стиль Пратчетта и оттачивается его техника ироничного повествователя, который "видит" своего читателя.

2. "Вещие сестрички" -  знакомство с ланкрскими ведьмами. Матушка Ветровоск впервые появилась в третьей книге о Плоском Мире - "Творцах заклинаний", но как и в случае с Ринсвиндом, мы имеем дело с двумя разными персонажами. В "Вещих сестричках" Эсмеральда Ветровоск не преподает в Незримом Университете, вместо этого она вместе с Нянюшкой Ягг и Маграт Чесногк участвуют в пратчеттовском переосмыслении "Макбета".

3. "Стража! Стража!" - знакомство с Ночной Стражей Анк-Морпорка. Сэмюэль Ваймс, Моркоу Железобетонссон, сержант Колон и капрал Шнобби Шноббс, к которым в следующих книгах присоединится еще больше знаковых и меметичных персонажей, среди которых будут оборотень с кризисом доверия, высокоинтеллектуальный в условиях низких температур тролль с аннигиляторным арбалетом, девушка-гном-криминалист, зомби, проповедник и Игорь - компания яркая, разношерстная, с сильнейшей химией. Подцикл о Ночной Страже самый длинный, и я бы назвал его центральным, ведь именно в нем происходили события, которые меняли Плоский Мир в рамках сеттинга. Кроме того, с этим циклом тесно связаны истории о Вильяме де Словв и Мокристе фон Губвиге.

С оговорками следует упомянуть следующие книги:

4. "Безумная звезда" - вторая книга о Плоском Мире, которая является прямым продолжением "Цвета волшебства". Именно здесь начинается частичная трансформация сеттинга, но чтобы оценить ее, нужно понимать, к какому образу Плоского Мира это приведет в итоге. Здесь тролли становятся кремнийорганически, и читатели знакомятся с легендарным Коэном-Варваром, с помощью которого Пратчетт полностью переосмысливает жанр героического фентези. Кстати, именно в начале этой книги Библиотекарь становится орангутангом.

5. "Творцы заклинаний" - третья книга о Плоском Мире, в которой формируется значительная часть идей, характерных для всего цикла о Плоском Мире в целом. Например, именно здесь впервые произносится фраза "Один шанс на миллион выпадает в девяти случаях из десяти". Кстати, это сказала Матушка Ветровоск, но в следующих книгах цитату стали приписывать волшебникам. Главная героиня книги, Эсканора Смит, была забыта Пратчеттом, но идея персонажа позднее была переосмыслена и воплощена в Тиффани Болит, о которой написаны одни из последних книг о Плоском Мире.

6. "Посох и шляпа" - первое знакомство с полностью неспособным к магии Ринсвиндом. Здесь начинает закладываться привычный образ Незримого Университета с округлыми и добродушными волшебниками, которых собрали не сколько для обучения, сколько для изоляции от внешнего мира. Потому что в новом видении писателя магия - это чрезвычайно опасная сила, угрожающая самим основам существования мира. А еще именно в этой книге впервые появляется патриций Витинари.

7. "Движущиеся картинки" - здесь впервые появляется несменный аркканцлер Незримого Университета Наверн Чудакулли, который благополучно дожил до последних книг о Плоском Мире. Также в этой книге формируется костяк команды волшебников, которые будут принимать участие и в других историях цикла, и подробно описываются быт и нравы троллей. А сама история о том, почему на Плоском Мире не в почете кинематограф.

8. "Мелкие боги" - глубокое и подробное раскрытие темы религии. Рекомендую.

А с какой книги вы начинали знакомство с Плоским Миром?