В 1998 году бывший атеист Ли Стробел, выпускник Йельской юридической школы и журналист-расследователь, опубликовал книгу "Дело Христа: личное журналистское расследование доказательств в пользу Иисуса". Его публикацию стали цитировать ведущие христианские апологеты и теологи. В 2017 году христианский режиссер Джон Ганн выпустил фильм по книге Стробела с одноименным названием "Дело Христа". В своих работал Стробел пытается доказать, что воскресение Иисуса Христа является исторически достоверным. Являются ли аргументы Стробела существенными - об этом рассуждает религиовед Брент Ландау в своей критической статье.
Все ли аргументы Стробела обоснованны?
В фильме утверждается, что основное внимание уделяется доказательствам историчности воскресения Иисуса. Однако некоторые из приведенных в фильме аргументов не имеют прямого отношения к этому вопросу.
Стробел придает большое значение тому факту, что существует более 5000 греческих рукописей Нового Завета, гораздо больше, чем любых других древних писаний. Он делает это для того, чтобы обосновать уверенность в том, что первоначальные формы новозаветных писаний были переданы точно. Хотя такое количество рукописей звучит очень впечатляюще, большинство из них относительно поздние, во многих случаях относятся к 10 веку и позже. Самые ранние манускрипты относятся ко 2 веку и их меньше десяти. Более того, эти манускрипты фрагментарны.
Эти ранние рукописи дают нам довольно хорошее представление о том, как могли выглядеть писания Нового Завета в первоначальном виде. И все же, даже если эти копии 2 века точны, все, что мы имеем, - это писания 1 века, в которых утверждается, что Иисус воскрес из мертвых. Это никоим образом не доказывает историчность воскресения.
Тогда что доказывают писания Нового Завета?
Один из ключевых аргументов в фильме взят из книги Нового Завета, известной как Первое послание к Коринфянам, написанного апостолом Павлом группе христиан в Коринфе для разрешения разногласий, возникших в их общине. Считается, что Павел написал послание примерно в 52 году, примерно через 20 лет после смерти Иисуса. В отрывке 15:3-8 Павел приводит список людей, которым явился воскресший Иисус:
Он явился Кифе и потом двенадцати ученикам. После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. Затем Он явился Иакову, потом всем апостолам, и последнему из всех явился мне... (15:5-8)
Среди этих свидетелей воскресшего Иисуса - апостол Петр (Кифа), Иаков, брат Иисуса, ближайшие апостолы и некая группа из более чем 500 человек одновременно. По мнению многих ученых Павел цитирует здесь более раннее христианское учение, которое, возможно, возникло всего через несколько лет после смерти Иисуса.
Этот отрывок помогает продемонстрировать, что вера в воскресение Иисуса возникла чрезвычайно рано в истории христианства. Действительно, многие исследователи Нового Завета не стали бы оспаривать тот факт, что некоторые последователи Иисуса верили, что видели его живым всего через несколько недель или месяцев после его смерти. Например, Барт Эрман, исследователь Нового Завета, который открыто заявляет о своем агностицизме, заявляет:
"Несомненно то, что первые последователи Иисуса верили, что Иисус вернулся к жизни в теле, и что это было тело, обладавшее реальными телесными характеристиками: его можно было увидеть и потрогать, и у него был голос, который можно было услышать".
Это, однако, никоим образом не доказывает, что Иисус был воскрешен. Для людей нет ничего необычного в том, что они видят умерших близких: в исследовании, в котором приняли участие почти 20 тысяч человек, 13 процентов сообщили, что видели мертвых. Существует ряд объяснений этого феномена, например, физическое и эмоциональное истощение, вызванное смертью любимого человека.
Другими словами, наблюдения воскресшего Иисуса далеко не так уникальны, как предполагает Стробел.
А как же 500 свидетелей?
Но что было с 500 людьми, которые видели воскресшего Иисуса в одно и то же время?
Во-первых, библеисты понятия не имеют, о каком событии здесь говорит Павел. Одни полагают, что это отсылка к пятидесятнице (Деяния 2:1), когда Святой Дух дал христианской общине в Иерусалиме сверхъестественную способность говорить на неизвестных им языках. Также есть версия, что это событие было добавлено Павлом к списку явлений воскресения и что его происхождение неясно.
Во-вторых, даже если Павел точно передает сведения, то это ничем не отличается от заявлений больших групп людей, утверждающих, будто они видели Деву Марию или НЛО. Точные механизмы возникновения групповых галлюцинаций остаются неопределенными, но вряд ли Стробел расценил бы все подобные случаи как реальные.
Стробел также утверждает, что воскресение является лучшим объяснением того, что могила Иисуса была пуста в пасхальное утро. Некоторые ученые задались бы вопросом, насколько ранней является история о пустой гробнице. Есть доказательства, что римляне обычно не снимали жертв с крестов после смерти. Возможно, что вера в воскресение Иисуса возникла первой, а история о пустой гробнице возникла только тогда, когда ранние критики христианства усомнились в правдивости этого утверждения.
Но даже если мы предположим, что гробница действительно была пуста в то утро, что в таком случае может доказать, что это было чудо, а не то, что тело Христа перенесли по неясным причинам? Чудеса - это крайне маловероятные события, и почти не существует причин предполагать, что чудо действительно произошло, когда есть более правдоподобные объяснения.
Кто эксперты в фильме?
Помимо всех этих сомнительных аргументов, Стробел не приложил никаких реальных усилий для того, чтобы показать разнообразие научных взглядов.
В фильме Стробел путешествует по стране, беря интервью у исследователей историчности воскресения Иисуса. В фильме не объясняется, как Стробел выбирал экспертов для интервью, но в своей книге он характеризует их как "ведущих ученых и авторитетов, обладающих безупречными академическими данными".
Тем не менее, два библеиста, которые фигурируют в фильме, Гэри Хабермас и Уильям Лейн Крейг, преподают в учреждениях (Университет Либерти и Университете Биола соответственно), которые требуют от своих преподавателей подписывать заявления, подтверждающие, что они верят, будто Библия богодухновенна и свободна от каких-либо противоречий, исторических неточностей или моральных недостатков. Например, для подачи заявления на факультет Университета Либерти требуется согласие со следующим заявлением:
"Мы подтверждаем, что Библия, как Ветхий, так и Новый Заветы, хотя и написаны людьми, были сверхъестественно вдохновлены Богом, так что все написанные в ней слова являются истинным откровением Бога; следовательно, она безошибочна в оригинале и авторитетна во всех вопросах".
Подавляющее большинство профессиональных библеистов, преподающих в США и других странах, не обязаны подписывать подобные заявления о вере. Многие другие ученые, у которых Стробел берет интервью в своей книге, имеют схожие убеждения. Таким образом, Стробел опирался на довольно узкий круг ученых, которые не являются представителями данной области в целом.
Брент Ландау написал Стробелу письмо с вопросом: "Сочтет ли большинство профессиональных библеистов убедительными его аргументы в пользу историчности воскресения Иисуса?" Стробел ответил следующим образом:
"Как вы знаете, есть множество авторитетных ученых, которые согласились бы с тем, что доказательств воскресения достаточно, чтобы установить его историчность. Более того, доктор Гэри Хабермас построил убедительную аргументацию в пользу воскресения с "минимумом фактов", в которой используются только доказательства, с которыми согласились бы практически все ученые. Однако, в конце концов, каждый человек должен вынести свой собственный вердикт по делу Христа. Многие факторы влияют на то, как люди рассматривают доказательства, включая, например, наличие у человека анти-сверхъестественных предубеждений".
Нет убедительных доказательств
В ответе Стробелу Брент Ландау сказал, что если бы он спросил ученых, преподающих в государственных и частных университетах (многие из которых имеют религиозную принадлежность) или деноминационных семинариях, он получил бы совершенно иной вердикт относительно историчности воскресения.
Христианские апологеты часто говорят, что основная причина, по которой светские ученые не подтверждают историчность воскресения, заключается в том, что у них есть "анти-сверхъестественный уклон" (об этом пишет христианский апологет Крейг Кинер), точно так же как это делает Стробел в приведенной выше цитате. В его характеристике светские ученые просто отказываются верить, что чудеса могут происходить, и такая позиция означает, что они никогда не примут историчность воскресения, независимо от того, сколько доказательств будет предоставлено.
Однако такие апологеты, как Гэри Хабермас, точно так же настроены против сверхъестественного, когда речь заходит о заявлениях о чудесах за пределами истоков христианства, таких как те, которые связаны с более поздними католическими святыми или чудесами из нехристианских религиозных традиций.
Почти нет сомнений, что некоторые из последователей Иисуса верили, будто видели его живым после смерти. Тем не менее, мир полон таких экстраординарных заявлений, и "Дело Христа" Стробела не предоставило по-настоящему убедительных доказательств историчности воскресения Иисуса.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.