188,6K подписчиков

Просто прости

Мою старшую внучку Аню я нарочито высокопарно называю королевой Анной, когда вижу, что она проявляет по отношению к другим людям в словах или поступках королевские замашки высокомерия и повелевания. Анна, как правило, в такой момент чувствует мою иронию, смущается, «сбавляет обороты» и преображается в обычную девчонку со своими достоинствами и недостатками. Когда Анне было четыре года, мы с ней вместе прошли «урок прощения». В тот день королева Анна очень обидела маму. «Вредная» мама не уступила королеве и не удовлетворила ее сиюминутных желаний, в ответ четырёхлетняя девчонка с королевским гонором наговорила маме много неприятных слов, которые ее больно ранили, и мама расплакалась… Услышала молодая мама от любимой дочки, что мама злая и вредная, что дочь изорвёт ее лучшее платье, которое любит папа, что папа маму бросит, потому что она теперь рыжая и некрасивая, а дочь убежит из дома, если…

…Мама плакала в соседней комнате.

Анна, хлопнув дверью, прибежала ко мне на кухню со взъерошенными чувствами. Находясь на грани слёз, она села на маленький стульчик, придвинув его к окну, отвернулась от меня, будто «от всего белого света», уставилась в окно и молча сидела так какое-то время. На кухне мы слышали, как в комнате то горько плачет, то просто всхлипывает, то тяжело вздыхает мама. Я сначала продолжала чистить картошку, потом отложила эту привычную работу и присела к внучке. Обняла её со спины и тут же почувствовала, как и моя Анна дала волю слезам. Она уткнулась в мою руку и всю её умыла своими детскими «некоролевскими слезками». Двух самых близких и любимых мне людей разделяли две двери в трех метрах друг от друга и глубокая обида из-за мелкой ссоры. За моей спиной и около моего сердца плакали родные души. Было невыносимо больно и обидно, и самой хотелось плакать. Я собрала свои «педагогические силы» и, когда слёзы и всхлипы Анны стали утихать, я рискнула предложить ей: «Давай попросим у мамы прощения. Вместе. Я утром ее тоже обидела, сказала, что ей не к лицу новая стрижка, что свои красивые волосы она зря выкрасила в рыжий цвет, и что она стала менее привлекательной, чем раньше». Я думала, королева Анна затопает ногами и скажет, что она ни за что не пойдёт извиняться, что вредная мама виновата сама, но, на мое удивление, Анна вытерла моим фартуком заплаканные глаза и мокрый нос и с надеждой на примирение сказала: «Давай, Оля, а как?»

«Что, как?»-не поняла я.

«А как надо попросить прощения? Я не знаю, что сказать».

И тут я начинаю понимать, что мы, родные и близкие взрослые люди, просто не научили свою девочку просить прощения.

«А ты скажи просто: «Мамочка, прости меня, пожалуйста, я тебе наговорила много плохих слов, потому что обиделась на тебя. Я тебя очень люблю и постараюсь не расстраивать больше».

«И всё?»-с удивлением поинтересовалась королева Анна.

«И всё!»-заключила я.

«А ты что же скажешь маме, Оля?»-спросила Анна.

«А я скажу, что моя дочь самая красивая и самая любимая на свете, и что я буду любить ее всегда, с любым цветом волос».

Королева Анна, совсем успокоившись, уже уверенным тоном произнесла: «Но мама же некрасивая рыжая! Ты, что ее обманешь?». Я ответила: «Нет, не обману. Человек в некоторые минуты жизни выглядит не очень красиво, например, когда плачет, и когда у него красные от слез глаза, или, например, когда у него болит зуб и распухла щека». Анна добавила: «Или, например, когда ты лицо испачкала фломастерами или грязью»…

«Да, человек не всегда бывает привлекательным, но от этого он не становится неродным и нелюбимым. А цвет волос, как и одежду, которые не нравятся, всегда можно поменять… А вот поменять маму нельзя. Она единственная».
Анна попросила: «А можно я порепетирую, что сказать?» «Порепетируешь, как просить прощения?-удивилась я, а потом произнесла: «А почему нет? Представь, что я твоя мама». Анна засмеялась: «Ты мама?» А потом, пристально посмотрев на меня, задумчиво добавила: «Вроде, вы похожи. Оля, а ты красила волосы в рыжий цвет?» «Красила, - ответила я, - и дедушке это очень не понравилось, но он ни капельки не стал любить меня меньше».

Королева Анна снова на секунду задумалась, будто переосмысливая услышанное, и стала репетировать: «Мамочка, прости меня, я…..я….. не буду…..не хотела…» У королевы с трудом слова складывались в предложения. Я подсказала Анне: «Когда ты подойдёшь к маме, говори, что захочется, что чувствуешь».

Анна вдруг четко сформулировала: «Мне плохо без мамы, плохо, когда она плачет».

«Вот и скажи ей об этом».

«Оля, пойдём вместе, я боюсь одна. Вдруг мама меня не будет слушать».

Я взяла королеву за руку, крепко сжала её руку в своей руке, и мы пошли на новое важное дело жизни. Эти три метра преодоления были непростыми. Много тревог таилось в душе ребёнка. Я это чувствовала. Мы остановились на минуту у двери комнаты, за которой было тихо, и я прошептала: «Королевы не только приказывают и повелевают, Анна, они строги, справедливы, и часто добры. Они иногда тоже плачут,но и умеют прощать вину и миловать.»

Мы робко приоткрыли дверь комнаты и увидели, что рыжая мама с заплаканными глазами сидит одиноко у окна и, замерев, смотрит в одну точку. Анна тут же рванула к маме и выпалила сквозь слёзы: «Мамочка, прости…» Больше она ничего не смогла сказать и горько расплакалась. Мама тоже расплакалась, обняла меня и Анну, а когда все успокоились, мы услышали самые важные в ту минуту слова: «Мамочка моя, ты самая красивая, самая любимая. Я хочу, чтобы ты никогда не плакала… из-за меня. Оля, ну скажи!»

И я сказала своей рыжей красавице: «Прости, дочка, и я люблю тебя… любую, хоть рыжую, хоть фиолетовую. И Анну нашу люблю, даже если она иногда поступает не по-королевски».

Р.S. Умение прощать – это качество, которое мало кому дается от рождения. Оно вырабатывается годами работы над собой. Оказывается, даже взрослому человеку очень сложно просто сказать «прости». Важно помочь ребёнку научиться прощать, говорить в нужный момент важные и простые слова прощения.

Апостол Петр спросил Господа : «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз».

Автор: antonovka

Источник: https://litclubbs.ru/articles/53833-prosto-prosti.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

Мою старшую внучку Аню я нарочито высокопарно называю королевой Анной, когда вижу, что она проявляет по отношению к другим людям в словах или поступках королевские замашки высокомерия и повелевания.

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Читайте также: