Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

По сценарию Бондарева. Почему эпопея «Освобождение» актуальна до сих пор

Оглавление
   Советский писатель Юрий Васильевич Бондарев. 1968 г.
Советский писатель Юрий Васильевич Бондарев. 1968 г.

15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Бондарева – одного из самых ярких представителей «лейтенантской прозы» и соавтора сценария самого масштабного советского кинопроекта, посвящённого Великой Отечественной, – эпопеи «Освобождение».

Пять картин, снятых в 1967–1971 годах, долго считались своего рода каноном фильмов о войне. Потом стало хорошим тоном их поругивать – мол, пропаганда и лакировка действительности... Затем над этим каноном издевались, пытаясь заменить другим, в котором в изобилии водились кровавые офицеры НКВД, заградотряды, тупость командования...

И только сейчас приходит понимание, что киноэпопея, снятая Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова, – проект крепкий, добротный. И наиболее полно отражающий правду о Великой Отечественной войне. Других таких ни у нас, ни тем более за рубежом нет. И уже не будет.

Не только госзаказ

Импульсом к созданию «Освобождения» как раз и стало несколько западных кинокартин о войне, где бравые американские солдаты спасают Европу и мир от ужасов «коричневой чумы». И где ни словом не упоминается, что был и Восточный фронт, где СССР противостоял той самой чуме в одиночку. И что вклад советских войск в победу над нацизмом на порядок превышает вклад союзников.

СССР был нужен масштабный фильм, восстанавливающий историческую правду. Однако задумка эта могла окончиться ничем. Или почти ничем. Потому что в СССР уже были киноэпопеи – картины «Сталинградская битва» и «Падение Берлина», вышедшие на экраны в 1949 и 1950 годах. В которых было слишком много эпического пафоса и слишком мало личного переживания.

Но к середине 1960-х в обществе всё громче начинают звучать голоса представителей «лейтенантской прозы», к которым относится и Юрий Бондарев. Поколение, появившееся на свет в начале 1920-х годов. Ушедшее на фронт почти целиком. И почти целиком на тех полях оставшееся. В их произведениях хватало и горечи, и трагизма, звучали даже упрёки в адрес генералитета – дескать, не жалели они солдат. Та самая правда войны – выстраданная, страшная, кровавая. Её ещё называли «окопной правдой».

Путём Толстого

Основным форматом «окопной правды» был рассказ или повесть, что косвенно демонстрирует ограниченность взгляда – писатель говорит лишь о том, чему сам был свидетелем. Чтобы подняться выше, нужен формат романа или эпопеи – сложный, со многими сюжетными линиями, с переживаниями «маленького человека» и историческими деятелями немалого калибра...

Что-то подобное уже было в XIX веке, когда один артиллерийский поручик, участвовавший в Крымской войне, выдал буквально из окопов свои «Севастопольские рассказы», которые полностью соответ­ствуют «лейтенантской прозе», – звание поручика, в котором Лев Толстой закончил Крымскую войну, соответствует званию лейтенанта. Но Толстой на «окопной правде» не остановился. Не пройдёт и десяти лет, как человечество получит эпопею «Война и мир».

   Лейтенант Бондарев. Фото: Public Domain
Лейтенант Бондарев. Фото: Public Domain

Не остановился на «окопной правде» и Бондарев, который не скрывал, что идёт путём Тол­стого. Он и сам иногда признавал, что одной её всё-таки мало: «Правда войны вбирает в себя всё – от движения красного карандаша по карте в Верховной ставке до ночи перед боем в окопе... Всё дело, надо полагать, в том, что «окопная правда» вбирает в себя «масштабную правду», так же как «масштабная правда» вбирает «окопную». Это цитата из статьи Бондарева «Взгляд в биографию» 1965 года. То есть незадолго до того, как «в верхах» было принято решение о съёмках эпопеи «Освобождение». Так что дело не в госзаказе, а в том, что авторы «лейтенантской прозы» выросли, что они стали переосмысливать свой опыт и иначе осознавать войну. Тогда же Бондарев замышляет уже не повесть, а роман «Горячий снег», о котором в 1972 году скажет: «Я написал о войне несколько по-другому, чем в повести «Батальоны просят огня». Это была пора более широкого осмысления человека на войне, пора какого-то накопления, сделанного не мной, а самим временем. Однако «Батальоны просят огня» и «Горячий снег» не спорят друг с другом. Это родные братья, у позднего брата лишь больше морщин и больше седины на висках».

Мир на 50 лет

А ещё – больше мудрости и прозорливости. Чему свидетельством как раз эпопея «Освобождение». Это фильм взвешенный – Иосиф Сталин там показан не как «величайший полководец всех времён и народов», но и не как «тиран, руководящий войной по глобусу». Он занимает ровно то самое место, какое положено: советский лидер, крупный политик и Верховный главно­командующий.

Это фильм, для своего времени довольно смелый. Так, на совещании в Ставке, обсуждая грядущую Курскую битву, маршал Василевский бодро рапортует: «Не могут оправиться после Сталинграда, товарищ Сталин!» На что получает строгую отповедь от Верховного: «А мы – от Харькова, товарищ Василевский!» Имелось в виду первое освобождение Харькова в середине февраля 1943 года, когда Эрих фон Манштейн переиграл советское коман­дование, нанеся жестокий и сильный фланговый удар, по итогам которого Харьков был снова сдан уже в марте. О таких просчётах открыто тогда не говорили, в том числе и про Харьковскую операцию. Но людям сведущим достаточно было и упоминания – те, кто застал войну, понимали, о чём речь. Как понимали и степень смелости высказывания автора.

Это фильм, где показана правда о союзниках по анти­гитлеровской коалиции, которую впоследствии наши партнёры пытались заретушировать. В 1945 году во время встречи в Ялте Сталин говорит о своих сомнениях в прочности союза, прямо указывая на сговор Англии и США с гитлеровской Германией за спиной СССР. Он демонстрирует снимок, где Аллен Даллес встречается с агентом Гитлера Вольфом и комментирует: «Пока все мы живы, нам нечего бояться, мы не допустим опасных расхождений между нами. Но пройдёт 10 лет, а может, и меньше, и мы исчезнем. Что будет тогда? Ведь мы как будто собрались для того, чтобы обеспечить мир. По крайней мере, на 50 лет... » И действительно, спустя 50 с лишним лет, в 1999 году, впервые со времён Второй мировой самолёты с чёрными крестами сбрасывали бомбы на Балканах. А вместе с ними и самолёты, украшенные флагом США...

Это фильм пророческий. В финале Гитлер, перед тем как совершить самоубийство, заявляет: «Новые поколения начнут там, где мы остановились». К сожалению, так и вышло. Что с того, что «новые поколения» используют не только свастику, но и украинский трезубец? Суть от этого не меняется. И этот рассказ о войне по-прежнему актуален. В конце концов, Юрий Бондарев всю жизнь был уверен: «Война явилась для меня самым умным и самым безжалостным учителем жизни. И это абсолют».

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ