Давайте пока отвлечёмся от военной тематики и устремим свой взгляд в космос. На 9 апреля 2024 года намечен первый запуск с космодрома Восточный тяжёлой ракеты "Ангара-А5". До этого, ракеты семейства "Ангара" стартовали только с военного космодрома Плесецк.
Событие это значимое, так как именно "Ангара-А5" должна прийти на смену ракете "Протон-М", последний запуск которой намечен на 2025 год.
Также, "Ангара-А5П", в ближайшем будущем, станет носителем нового космического корабля "Орёл" и его лунной модификации "Орлёнок".
Разработка "Ангары" началась в 1995 году, когда в России было решено создать новое унифицированное семейство ракет-носителей, вся инфраструктура по производству и запуску которых, находилась бы на территории Российской Федерации.
Головным разработчиком и производителем является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Предстояло заменить ракеты "Циклон" и "Зенит", производство которых осталось за рубежом, в Днепропетровске.
А также, тяжёлые ракеты "Протон" и легкие "Космос", что использовали в качестве топлива токсичный и ядовитый гептил. К тому же, стартовый комплекс ракет "Протон" находится на космодроме Байконур в Казахстане.
Но несмотря на что, что формально разработка новой ракеты началась в середине 90-х годов, реальное финансирование разработки началось только в следующем десятилетии.
Пламенным сердцем "Ангары" является двигатель РД-191, стоящий на первой ступени всех модификаций этого семейства. Двигатель создан на основе легендарного РД-170, что использовался в первой ступени ракеты "Энергия". Но в отличие от четырёхкамерного РД-170, РД-191 имеет всего одну камеру сгорания и имеет тягу 212,6 тс в условиях вакуума.
Также, в зависимости от модификации, на вторых и третьих ступенях ракет могут стоять двигатели РД-0124А, тягой 30 тс и РД-0150 тягой 55 тс. А также, различные разгонные блоки.
Основным принципом построения ракет "Ангара" является модульность. Применение универсальных ракетных модулей (УРМ), позволяет собрать различные варианты ракеты под самые разные задачи.
Планировалось, что самой младшей модификацией станет лёгкая одноступенчатая "Ангара-1.1", способная, при запуске с космодрома Плесецк, выводить на низкую околоземную орбиту груз до 2 тонн.
Грузы массой до 3,5 тонн, должна была выводить лёгкая двухступенчатая "Ангара-1.2".
Вывод на орбиту нагрузки до 14,6 тонн, предполагалось возложить на трёхступенчатую "Ангара-А3" среднего класса. Первая ступень состоит из двух ракетных модулей, стоящих по бокам от второй ступени.
Тяжёлая "Ангара-А5" способна выводить на орбиту уже 24 тонны полезной нагрузки. Её компоновка, во многом, аналогична "Ангаре-А3", но первая ступень состоит уже из четырёх ракетных модулей.
И наконец, "флагманской модификацией" семейства должна была стать тяжёлая ракета "Ангара-А7", способная вывести на орбиту 35 тонн груза. Предполагалось, что она будет иметь первую ступень уже из 6 модулей.
Рассматривались и варианты ракет "Ангара" с возвращаемыми модулями первой ступени "Байкал", вместо одноразовых ракетных модулей УРМ-1. В качестве маршевого ракетного двигателя также используется РД-191, а для возвратного полёта имеется дополнительный турбореактивный двигатель.
В отличие от решения, что применено на американской ракете Falcon 9, где первая ступень садится вертикально при работающем ракетном двигателе, российский модуль "Байкал" возвращается на землю как самолёт, для чего имеет складное крыло и самолётное шасси. Посадка также осуществляется по-самолётному, на аэродром.
При оснащении первой ступени ракет "Ангара" модулями "Байкал", стоимость запуска бы сильно снижалась, пусть и при некотором снижении максимальной полезной нагрузки.
Впоследствии "модельный ряд" ракет "Ангара" был пересмотрен.
От разработки лёгкой ракеты "Ангара-1.1" и "Ангара-А3" среднего класса отказались по причине того, что для вывода на орбиту аналогичной нагрузки начали разрабатываться легкая ракета "Союз-2.1В" и средняя "Иртыш" (ранее называемая "Феникс", "Сункар" и "Союз-5"), что отличаются меньшей стоимостью, чем модификации "Ангары".
Разработка модификации "Ангара-А7" также была закрыта, так как во время компьютерного моделирования стало понятно, что после отделения боковых модулей первой ступени, невозможно избежать их столкновения между собой. А при увеличении диаметра второй ступени, к которой и крепились 6 модулей первой ступени, для "Ангары-А7" будет необходим уже новый стартовый комплекс.
Вместо "Ангара-А7" сейчас создаётся модификация "Ангара-А5В", предназначенная для вывода на орбиту полезной нагрузки в 38 тонн . Первая и вторая ступени аналогичны "Ангара-А5", но третья ступень отличается большей мощностью.
Для пилотируемых запусков разрабатывается модификация "Ангара-А5П", что должна выводить на орбиту космические корабли "Орёл" и его облегчённую лунную модификацию "Орлёнок".
Итого, в семействе ракет "Ангара" остались лёгкая "Ангара-1.2" и тяжёлые "Ангара-А5", "Ангара-А5П" и "Ангара-А5В".
"Наро-1"
Первым пуском ракеты, что можно отнести к семейству "Ангара" следует считать запуск в 2009 году южнокорейской "Наро-1", что имела российскую первую ступень на основе универсального ракетного модуля УРМ-1 с двигателем РД-191, аналогичную ракетам "Ангара-1.1" и "Ангара-1.2".
Несмотря на то, что первый запуск "Наро-1" был неудачным, для нас это была победа. Так как первая ступень, сделанная в России, отработала штатно.
Следующие пуски ракеты "Наро-1", в 2010 и 2013 годах ещё раз подтвердили надёжность российского двигателя РД-191 и ракетного модуля УРМ-1.
Первый полёт "Ангары"
Непосредственно "Ангара", в модификации "Ангара-1.2", впервые была запущена 9 июля 2014 года с космодрома Плесецк. Пуск был удачный. Ракета, как и планировалось, совершила полет по суборбитальной траектории.
23 декабря 2014 года впервые полетела и тяжелая "Ангара-А5". Ракета успешно вывела на орбиту габаритно-массовый макет полезной нагрузки.
Впоследствии, в 2020-2021 годах было ещё 2 запуска ракет "Ангара-А5". А в 2022 году было запущено ещё 2 ракеты "Ангара-1.2".
Все запуски также были успешны и производились с космодрома Плесецк в интересах Министерства Обороны России.
Старт с Восточного
Следующий запуск "Ангары-А5" состоится уже 9 апреля 2024 года.
Но теперь ракета будет стартовать уже не с Плесецка, а с космодрома Восточный.
Так как Восточный находится ближе к экватору чем Плесецк, это позволяет выводить на большинство орбит несколько больший груз, чем в случае старта из полярных широт.
Более того, пуск с Восточного даже выгоднее, чем с Байконура, несмотря на то, что Восточный расположен севернее. Так как при старте с Байконура, траектория ракеты проходит над Алтаем, ввиду необходимости обходить территорию Китая. В случае запуска с Восточного, такого ограничения нет.
Подводя итог
Стоит сказать, что семейство ракет "Ангара" и строительство космодрома Восточный открывает новую страницу в российской космонавтике.
Именно при помощи "Ангары" будет строиться новая российская орбитальная станция РОС и выводиться в космос пилотируемые корабли "Орёл" и "Орлёнок", что придут на смену легендарным "Союзам".
Для миссии к Луне, предполагается сначала запустить на орбиту космический корабль "Орлёнок" при помощи ракеты "Ангара-А5П", а затем ракетой "Ангара-А5В" вывести на орбиту разгонный блок КВТК и выполнить стыковку. Разгонный блок выведет пилотируемый аппарат на траекторию к Луне. Где космонавтов уже будут ждать заранее выведенные на орбиту Луны лунный модуль и топливная станция.
Также, вполне вероятно и появление "многоразового" варианта "Ангары" - на основе проекта возвращаемого ракетного модуля "Байкал" сейчас создаются возвращаемые ступени "Крыло-СВ", способные совершить до 25 полётов.
Ничего не стоит на месте. Появляются всё новые технологии и техника. На смену легендарным "Союзам" и "Протонам" уже пришла новая легенда.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники: