Найти в Дзене
Москва памятная

Ваганьковское и Новодевичье кладбища. Где похоронены предшественники Александра Ширвиндта, возглавлявшие Театр Сатиры

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Наверное, все вы знаете, что 15 марта этого года нас покинул Александр Анатольевич Ширвиндт один из последних подлинно всенародно любимых актеров незабываемой эпохи советского театра и кино.

Более 50 лет он играл и ставил спектакли в Московском академическом театре сатиры, а с 2000 по 2021 возглавлял его.

Так получилось, что в 2024 году Александр Анатольевич должен был отметить сразу два замечательных юбилея- свое собственное девяностолетие и столетие родного театра. К сожалению, этому не суждено было сбыться. Он ушел, ушёл туда, где давно уже находится большинство его друзей, с которыми он вместе играл на сцене и в кино, в чьих фильмах снимался и под чьим руководством играл в театре.

Как я уже говорил Александр Анатольевич более 20 лет возглавлял Театр Сатиры, а одной из его первых режиссерских работ на сцене этого театра стало представление «Нам 50» посвящённое его полувековому юбилею. Он же был и его ведущим

-2

К сожалению, сегодня не осталось почти никого из тех, кто был в тот вечер на сцене, а теперь вот нет и Александра Анатольевича.
Сегодня мои уважаемые читатели я предлагаю вам вспомнить тех, кто возглавлял этот театр на протяжении его вековой истории и сделал его одним из самых популярных в стране.

Алексей Григорьевич Алексеев (1887–1985)

-3

Русский и советский артист эстрады, режиссёр, конферансье, драматург. Фамилия при рождении Лифшиц. Родился в Санкт-Петербурге в семье писателя Григория Григорьевича Лифшица автора весьма популярной на рубеже 19–20 веков книги «Исповедь преступника».
На эстраде начал выступать в 1909 году и вскоре зарекомендовал себя не только как великолепный комик, выступавший под маской «Аристократа во фраке», но и как режиссер и организатор. В 1914—1915 годах был художественным руководителем Одесского Малого театра. Затем работал в целом ряде провинциальных театров, а в 1922 году возглавил частный московский театр – варьете «Кривой Джим». С 1924 по 1928 был первым художественным руководителем Московского театра сатиры.
В 1928 возглавил Театр оперетты.
В 1933 году был арестован и до 1939 руководил одним из театров, входивших в систему ГУЛАГа

-4

После освобождения вернулся в Москву, где работал в Московском театре миниатюр, ставил программы для оркестра Утесова и других известных исполнителей. В Конце 40-х был вновь арестован и находился в заключении до 1954 года. Несмотря на все жизненные передряги прожил большую и насыщенную событиями жизнь. Скончался в декабре 1985 года в возрасте 98 лет. Похоронен в 44 секции закрытого колумбария Ваганьковского кладбища.

-5

Гутман Давид Григорьевич (1884–1946)

-6

Советский актёр, театральный деятель, режиссёр, один из инициаторов создания театров миниатюр и спектаклей-обозрений.
Родился в Витебске в богатой еврейской семье. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в молодости он учился в Дрезденском Политехническом университете, одном из старейших и престижнейших европейских ВУЗов.
Однако вернувшись в 1903 году в Россию с головой окунулся в мир искусства. работал помощником режиссёра, в затем режиссёром в театрах Нижнего Новгорода, Харькова, Киева.
В годы Первой Мировой войны создал в Москве два первых в России театра миниатюр. Считается, что именно он придумал для Вертинского маску Пьеро.
В 1924 стал первым директором и режиссером Московского театра сатиры. Одновременно работал в Ленинградском театре сатиры и Ленинградском мюзик-холле. Во время Великой Отечественной войны был руководителем фронтового театра «Ястребки».

Снимался в кино. Самая известная роль, по которой вы наверняка его вспомните, майор Мак-Наббс из довоенного фильма «Дети капитана Гранта» где Гутман так же был сорежиссером.

-7

Давид Григорьевич Гутман скончался в феврале 1946 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. К сожалению, месторасположения могилы мне неизвестно. Буду рад, если кто-то из вас мои уважаемые читатели сможет помочь в этом вопросе.

Горчаков Николай Михайлович (1898–1958)

-8

Известный советский театральный режиссёр, педагог, театровед. Профессор ГИТИСа. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Доктор искусствоведения. Ученик Е. Б. Вахтангова.
В 1924-1933 годах работал во МХАТе, принимал участие в постановках спектаклей, самостоятельно поставил во МХАТе спектакль "Мольер". В 1933-1941 - художественный руководитель Московского театра сатиры. В 1941 году организовал Московский театр драмы ставший впоследствии предшественником знаменитой «Таганки». После того, как в 1943 г. Комитет по делам искусств объединил Театр драмы и Театр революции, назначив руководителем Н. П. Охлопкова, Н. М. Гончаров вернулся в Театр сатиры, где проработал до 1948 г. После ухода из Театра сатиры сотрудничал с МХАТом до конца жизни.

Скончался Н. М. Горчаков 28 августа 1958 года, похоронен в Москве на 5 участке Новодевичьего кладбища.

-9

Петров Николай Васильевич (1890-1964)

-10

Известный советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист РСФСР.
В 1908—1910 годах учился в режиссёрском классе МХТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1910 по 1933 год работал в Александринском театре помощником режиссёра, режиссёром, а в 1928 году стал директором и художественным руководителем театра. В первые революционные годы участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде. В начале 20-х годов был первым главным режиссером БДТ. В 1948—1953 годах был главным режиссёром Московского театра сатиры. В дальнейшем до конца жизни руководил режиссёрским и актёрским факультетом ГИТИСа.

Скончался 29 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6)

-11

Плучек Валентин Николаевич (1909-2002)

-12

Замечательный советский театральный режиссер, Народный артист СССР, многолетний художественный руководитель Московского Театра сатиры одного из самых прославленных московских театров.

Родился в Москве. Рано потерял отца, а со вторым мужем матери отношения не сложились. Сбежал из дома, беспризорничал, пока не оказался в детском доме, где всерьез увлекся рисованием.
После седьмого класса поступил во поступил во ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские).Тогда же началось его фанатичное увлечение Маяковским и Мейерхольдом. В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда, а в 1929 году был зачислен в труппу ГосТиМ.
Первое же его появление на сцене в «Клопе» В.В. Маяковского, было не только одобрительно встречено публикой, но и произвело большое впечатление на автора, который настоял что бы в готовившейся тогда постановке «Бани» Плучеку досталась рол репортера Моментальникова

Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Валентин Плучек в роли Моментальникова. Автор фото Темерин А.Н. Источник «Проект История России в фотографиях»
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Валентин Плучек в роли Моментальникова. Автор фото Темерин А.Н. Источник «Проект История России в фотографиях»

В 1932 году продолжая служить в театре Мейерхольда, Плучек организовал самодеятельный Театр рабочей молодежи при ДК Московского электрозавода имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт.

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт, после чего Плучек вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, названную впоследствии «Арбузовской».
Во время Великой Отечественной войны Валентин Николаевич возглавлял Драматический театр Северного флота в городе Полярный Мурманской области.
В 1945 году вернувшись в Москву в 1945 году, стал руководителем Московского гастрольного театра при Всероссийском театральном обществе.
Когда в 1948 году в стране грянула «борьба с космополитизмом» Плучеку досталось «по полной». В январе 1950 года он был уволен то что называется «с волчьим билетом» но это был как раз тот случай, когда как говорится не было бы счастья но несчастье помогло.
Возглавлявший в то время Московский театр сатиры Н. Петров пригласил оставшегося без работы режиссера к себе, и это определило судьбу Валентина Плучека до конца его дней, на 50 с лишним лет.

-14

В 1957 году он становится главным режиссером театра и для Сатиры настает золотой век.
Именно при нем на сцене блистали Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Ольга Аросева, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и многие другие замечательные актеры. Именно Плучек поставил ставшие легендарными спектакли

«Ревизор»
«Ревизор»

«Интервенция»
«Интервенция»

«Безумный день или женитьба Фигаро»
«Безумный день или женитьба Фигаро»

В 1982 году режиссёр поставил спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана которая была написана в 1928 году и тогда же запрещена к постановке. Вскоре после премьеры спектакль, в котором главную роль сыграл Роман Ткачук, был снят с репертуара.

-18

Сатира на советскую действительность, оказалась слишком злой даже спустя 55 лет. В 1986 году, с началом перестройки, спектакль был восстановлен, но это уже была совсем другая история.
В 2000 году Валентин Николаевич Плучек оставил пост художественного руководителя Театра сатиры, передав бразды правления Александру Ширвиндту, но продолжал работать как режиссёр над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».

Скончался замечательный режиссер 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.

-19

Александр Анатольевич Ширвиндт всегда очень тепло относился к своим партнерам по сцене многие из которых стали его друзьями по жизни. Он был последним и теперь все они ТАМ.

-20

Спасибо уважаемый Александр Анатольевич за то что вы жили на этой земле и за ту радость которую дарили нам своим искусством.

МЫ ВАС ПОМНИМ!!!