Да, в Большом театре я последний раз была летом 94-го, накануне моего тринадцатилетия. Просто невероятно, что о каких-то событиях можно говорить, что они произошли целых тридцать лет назад, а я тогда уже не просто существовала на этом свете, но и прекрасно себя осознавала. Тогда мы с папой слушали «Егения Онегина». А мой первый поход в Большой состоялся с мамой, мне тогда было восемь, смотрели «Щелкунчик».
Это прекрасно, что «Щелкунчика» и «Евгения Онегина» впервые в жизни я увидела/услышала именно в Большом. А потом целых три десятилетия Большой был для меня не доступен по разным причинам. И дорого это было, и не возможно было поместить ещё и поход в театр в короткие, но очень насыщенные поездки. А после переезда в Москву Большой вдруг оказался недоступен физически. Очереди на два дня сначала за браслетами, дающими право на покупку билета, а потом - за билетами, мне не понятны. На сайте наличие билетов показывалось ровно до момента выбора мест. Потом все сразу становилось неактивным.
Я уже как-то даже смирилась. Мы прекрасно съездили в феврале в Михайловский театр и решили, что такой вариант нам очень даже подходит, в конце апреля снова едем. Но на 14 февраля муж подарил мне билеты в Большой. Возможно, ему легко удалось их купить онлайн потому, что это - гастроли Мариинского театра. В минувшую субботу состоялся наш выход в Большой на оперу «Хованщина».
Сюжет оперы многослойный, насыщенный событиями, непростой, потому что охватывает ну очень сложный исторический период. Извечная борьба нового и старого - Софья и стрельцы, совсем ещё юный царевич Пётр и его потешные полки, старообрядцы, фавориты, конфликты отцов и детей, отжившее и уходящее в прошлое, молодое и стремящееся к Европе (ой), интриги, доносы и, конечно, любовь. Впрочем, когда это у нас были простые периоды? Мы с мужем только и ловили себя на мысли, как все бьется с сегодняшним днём.
Моя ошибка была в том, что я решила, будто бы общего знания сюжета достаточно. Совершенно нет! Надо было читать либретто. Иначе сложно уловить все тонкости! Хованские на одно колено родовитее, чем Голицын, а Шакловитый, вообще, по происхождению не родовитый человек. И вот без понимания деталей бывает сложно понять, как выразились люди на соседнем ряду, собрались три мyжикa и разбираются в песнях ))) - это о сцене заговора в покоях Голицына.
Я, вообще, задумалась о том, как сейчас понимать оперу тем, кто вырос на клипах и коротких роликах. Меня папа с рождения приучал к разной музыке. Сколько я себя помню, музыка в доме звучала всегда. От джаза, рока и «Битлз» до оперных арий. И тот же «Рассвет на Москве-реке» узнаешь с первых нот. Плюс у нас была чудесная учительница по музыке. Мы пели «Исходила младешенька»… Вижу, что сейчас взрослым непросто понять оперу, во всяком случае такую, как «Хованщина», а уж совсем юным… Кстати, в Большом над сценой теперь есть экран, по которому можно отслеживать текст оперы. Не знаю, как давно это практикуется, но большему пониманию способствует.
Глобально здесь все! Не только сюжет, но и декорации, массовые сцены - хор стрельцов, например, ещё - тот факт, что на этих гастролях в «Хованщине» дирижирует сам Гергиев, и длительность оперы - почти пять часов. Заканчивалась она в полночь. Как вы понимаете, это не монтируется с тем, что дома ждут дети. Ушли во втором антракте.
И тут невольно задумываешься, как сложно сейчас вписать такой парадный выход в театр в нашу суетливую жизнь, в принципе. Для дореволюционного общества театр был одной из главных площадок для общения. Выезжали, чтобы пересечься с нужными людьми, себя показать, на других посмотреть. Могли явиться не к началу и уехать, не дожидаясь финала. Мы ловим билеты годами, предвкушаем, наряжаемся, едем по пробкам и убегаем раньше, потому что реальная жизнь все на себя перетягивает.
Это княгиня такая-то могла после спектакля проснуться в полдень, позавтракать, одеться при помощи слуг и даже не видеть детей (не обязательно было делать это ежедневно). У нас в день оперы Витя писал двухчасовой экзамен дома под камерами, остальные сидели тихо как мышки все это время. У Пети была тренировка. Потом мы уже эмоционально выжатые собрались, выходя из такси я немного задела машину именно белой оборкой платья! Потом чуть не потеряла серёжку, снимая пальто, к счастью, она потом нашлась в пакете с обувью ))) И ещё я поняла, что эти туфли выходные годятся уже только для стереотипных Барби ))) Нормальные люди в таких разучились ходить. А потом пришлось уйти раньше. В общем, так хочется нарядиться, погрузиться полностью в потрясающую атмосферу настоящего театра, окунуться в оперу, но как-то не получается выделить день только на этот выход и жить им. И опять все как-то скомкано и на бегу… Это все - жизнь с детьми без помощников в большом городе в попытках все успеть…
Но и другую жизнь я себе не представляю. Замедляюсь я только в деревне, если у меня нет возможности оттуда выехать )))) Живя в большом городе, я не умею долго быть в состоянии покоя. Значит, так надо.
«Спартак» в Михайловском