Найти в Дзене
Hélène Fourment

Всё смешалось в доме Петра

Начало цикла статей о Зимнем дворце Петра Первого здесь.

Эта статья является прямым продолжением предыдущей, её второй частью. Заглянувшим впервые очень советую начать отсюда.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

И мы идём дальше...

Справа, в дверном проёме виден портрет цесаревны Анны Петровны, но продолжим осмотр по порядку
Справа, в дверном проёме виден портрет цесаревны Анны Петровны, но продолжим осмотр по порядку

В качестве вступления, предложу вашему вниманию образ Петра Первого кисти французского художника Луи Каравака, прижизненный, написанный в 1722-м году. Каравак, в духе всех придворных живописцев, явно "приглаживал" черты портретируемого. Но, несмотря на это, на кажущееся спокойным лицо, две глубокие морщины над переносицей уже не покидали лба Петра. Тяжёлые же мысли уже не покидали головы, и это ожидаемо, после всех произошедших событий.

Луи Каравак, Портрет Петра I, 1722 год. Холст, масло. 69 x 55 см (овал). Из собрания Русского музея.
Луи Каравак, Портрет Петра I, 1722 год. Холст, масло. 69 x 55 см (овал). Из собрания Русского музея.

1722-й... Петру оставалось всего три года жизни. Отсутствие наследника было основной сложнейшей задачей, которую он пытался как-то решить в тот период.

Мы остановились в Портретном зале Зимнего дворца Петра Первого, последнем, рассматривая портреты семьи первого Императора. В прошлый раз я слегка покритиковала составителей экспозиции за то, что представленные портреты все поздние, рубежа 18-19 веков, являющиеся копиями - Эрмитаж мог бы не снижать так планку. Это не значит, что они плохие, есть и поздние портреты, сильные по эмоциональному и психологическому решению. На современном портрете (на фото ниже) автор, на мой взгляд, очень удачно передал сосредоточенность Петра, его погруженность в собственные мысли и потухший взгляд.

Портрет нашего современника, талантливого художника Сергея Кириллова, с творчеством которого я вас уже знакомила в статье "Живописи - быть!". "Портрет Петра Великого", 1995 год
Портрет нашего современника, талантливого художника Сергея Кириллова, с творчеством которого я вас уже знакомила в статье "Живописи - быть!". "Портрет Петра Великого", 1995 год

Напомню немного обстановку тех лет.

Последние годы петровского правления для него оказались самыми тяжёлыми, такое ощущение, что он постепенно терял контроль над ситуацией, сам это понимал, но не мог ни на что повлиять. Да и здоровье начинало всё чаще сбоить, сказывался его сумасшедший стремительный ритм жизни, нездоровые излишества и трагические события, происходившие с угрожающей регулярностью.

Семейная галерея портретов
Семейная галерея портретов

Больше десяти лет тянулся конфликт характеров отца и сына - напряженность в отношениях Петра со старшим сыном Алексеем нарастала из-за их категорической несовместимости.

Петр был гиперактивным, резким, брутальным, решительным, неутомимым в работе и в жизни. А Алексей - замкнутым интровертом, неуверенным, боязливым. И больше всего на свете он боялся своего отца.

Во Дворце представлена поздняя копия неизвестного художника.

Копия с портрета И.Г.Таннауэра, рубеж 18-19 века
Копия с портрета И.Г.Таннауэра, рубеж 18-19 века

А ниже - оригинал этого портрета из собрания Русского музея, с которого она была сделана.

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680–1733). Царевич Алексей Петрович, между 1710 и 1715 годами.
Масло на холсте, 80 х 60 ​​см. Государственный Русский музей
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680–1733). Царевич Алексей Петрович, между 1710 и 1715 годами. Масло на холсте, 80 х 60 ​​см. Государственный Русский музей

Царевича называли "ненавистником всех отцовских дел". Скорее, не дел, а его стиля жизни... Не мог меланхолик жить в таком темпе, не выдерживал ритма жизни отца.

Вид царевича и все его поведение раздражали Петра, но ему приходилось, несмотря на неприязнь, "ковать" из него будущего правителя и продолжателя своих реформ. Он давал ему разные поручения по части рекрутских наборов, снабжения войск и корабельного строительства, с которыми Алексей вполне неплохо справлялся.

Совпадение между рождением второго сына и ухудшением отношений со старшим, Алексеем, сложно считать случайностью.

Родился долгожданный сын от любимой жены, которого можно воспитать, как надо, вырастить из него достойного преемника. Пётр строил большие планы в связи с рождением младшенького - теперь было кому сменить в качестве наследника престола постылого Алексея.

С этого момента все мысли Петра в отношении Алексея свелись к одному: как лишить его наследования. Отношения накалялись всё больше и больше, хотя... Физическое и ментальное состояние младшенького, спустя время, уже должны были насторожить Петра!

-7

Но у меня такое ощущение, что он, как паровоз, разогнавшись и набрав максимальную скорость, уже не мог сдать назад. Отстранить Алексея от власти стало для него приоритетной целью, его идеей фикс.

О Петре и Алексее невозможно написать в двух словах, это тема для отдельной статьи с портретным рядом.

Часть экспозиции
Часть экспозиции

А мы перейдем к следующему портрету. Это выставленная во Дворце копия с картины всё того же французского художника Луи Каравака, работавшего при дворе Петра Первого. Первый раз я не решилась спросить вас, чувствуете ли вы разницу между двумя портретами и какой вам нравится больше.

-9

А сейчас спрошу. Ну как? Выше - копия, ниже - оригинал, с которого много раз делали копии и одну из них представили в экспозиции. Может, я зря ворчала на кураторов и всё равно, что вешать в экспозиции, оба портрета равноценные? Верхний под жёлтым лаком, да, знаю. И всё-таки...

Луи Каравак, Портрет царевича Петра Петровича в виде купидона, 1716 год. Холст, масло. 82 х 67 см
Государственная Третьяковская галерея
Луи Каравак, Портрет царевича Петра Петровича в виде купидона, 1716 год. Холст, масло. 82 х 67 см Государственная Третьяковская галерея

29 октября 1715 года родился младший сын Петра Великого, которого назвали Петром в честь царственного родителя. Петр и Екатерина вздохнули свободно: проблема престолонаследия решилась. Младший сынок подрастал, умиляя родителей:

"Оный дорогой наш Шишечка часто своего дражайшего папу упоминает и при помощи Божии во свое состояние происходит и непрестанно веселится муштрованием солдат и пушечной стрельбой".

Отец радовался: растет наследник, будущий правитель, солдат России.

Письмо от Екатерины Петру Первому
Письмо от Екатерины Петру Первому
О здешнем доношу, что за его ж всемогущаго помощию во всем благополучно, и дорогой Шишечка наш купно с сестрами в добром обретаютца здоровье. Прочее ваше дражайшее здоровье в сохранение ему ж, всемогущему предав, остаюсь жена твоя Екатерина.

Но мальчик не отличался крепким здоровьем. Весь последний год, когда решалась судьба Алексея Петровича, Петр не мог не видеть, что у младшего сына серьзная задержка в развитии! К трем годам тот не начал ни ходить, ни говорить, хотя с рождения был окружён беспрестанным вниманием нянюшек, воспитателей, любовью и заботой родителей.

В апреле 1719 года, проболев несколько дней, он умер в возрасте трех с половиной лет. Исследователи полагают, что болезнью, унесшей жизнь малыша, был обыкновенный грипп. Для Петра и Екатерины это был тяжелейший удар. Уже после смерти самой императрицы в 1727 году, восемь лет спустя после смерти Петра Петровича, в ее вещах нашли игрушки Петруши. В описи предметов перечислены: "Крестик золотой, пряжечки серебряные, свистулька с колокольчиками с цепочкою золотой, рыбка стеклянная, готоваленка яшмовая, фузейка, шпажка - ефес золотой, хлыстик черепаховый, тросточка…" Безутешная мать много лет хранила и перебирала эти вещицы.

Для Петра Великого эта потеря оказалась невыносимым ударом. Надежда на сына, который станет продолжателем дела, окончательно разрушилась.

Петр напряженно думал о будущем: у него оставались жена Екатерина и три "разбойницы" - Аннушка, Лизанька и Натальюшка (1718 г.р.) - настоящая цесаревна, родившаяся уже после венчания Петра и Екатерины. Он прекрасно понимал всю отчаянность ситуации и решал её всеми возможными способами.

Он возлагал надежды на будущего возможного внука, которого могла бы ему родить Анна Петровна. Начал подготовку её свадьбы с герцогом Карлом-Фридрихом Голштинским.

Он ещё успел короновать свою жену Екатерину и отпраздновать помолвку старшей дочери. Вот этот портрет (ниже) цесаревны Анны Петровны написан не позже 1716 года. На портрете ей около 6-7 лет, она на нём причесана и одета, как взрослая дама.

Анна Петровна, дочь Петра Первого (1708-1728)

Иван Никитич Никитин (1680–1742). Портрет цесаревны Анны Петровны ребенком, ок. 1716 года. Холст, масло, 65 х 53 см (овал) Государственная Третьяковская галерея
Иван Никитич Никитин (1680–1742). Портрет цесаревны Анны Петровны ребенком, ок. 1716 года. Холст, масло, 65 х 53 см (овал) Государственная Третьяковская галерея

Спустя десять лет, повзрослевшая Анна Петровна производила на иностранных дипломатов неизгладимое впечатление! Они считали за великое счастье воочию увидеть первую красавицу Европы и с восторгом описывали её внешность и манеры. Густав фон Мардефельд, прусский министр, посланник при русском дворе, так описывал 16-летнюю Анну:

"Я не думаю, чтобы в Европе нашлась в настоящее время принцесса, которая могла бы поспорить с ней в красоте... Ростом она выше обыкновенного, но талия ее... изящна и грациозна. Когда она молчит, то можно читать в ее больших прекрасных глазах всю прелесть и величие души. Но когда она говорит,.. нельзя себе представить ничего милее ее".

Ниже портрет из галереи Дворца неизвестного художника.

Анна Петровна появилась на свет в Москве 7 февраля 1708 года и считалась незаконнорожденной. Только 19 февраля 1712 года русский царь Петр Первый обвенчался с матерью своих детей, Мартой Скавронской
Анна Петровна появилась на свет в Москве 7 февраля 1708 года и считалась незаконнорожденной. Только 19 февраля 1712 года русский царь Петр Первый обвенчался с матерью своих детей, Мартой Скавронской

Президент тайного совета голштинского герцога граф Хеннинг фон Бассевич:

"Ничего не могло быть величественней ее осанки и лица, взгляд и улыбка ее были грациозны и нежны... Самая строгая взыскательность ни в чем не могла бы открыть в ней какого-либо недостатка. Ко всему этому присоединялись проницательный ум, неподдельная простота и добродушие, щедрость, снисходительность, отличное образование и превосходное знание языков - русского, французского, немецкого, итальянского и шведского".

Её свадьба с герцогом Голштинским, отъезд с ним на его родину и рождение такого желанного внука, Карла Петера Ульриха, Петр Первый уже не увидел. Спустя всего четыре месяца после рождения малыша, Анна умерла от скоротечной чахотки в немецком Киле, в 1728 году, ей было всего 20 лет.

Наталья Петровна, дочь Петра Первого (1718-1725)

20 августа 1718 года царица родила Петру Великому еще одну дочь.

Малышку нарекли Натальей, несмотря на то, что всего за три года до этого у царской четы умерла дочь с тем же именем. Последний портрет в Дворцовой галерее - её.

Луи Каравак, Портрет цесаревны Натальи Петровны 1722 (?) Холст, масло, 61 х 88,5 см.
Луи Каравак, Портрет цесаревны Натальи Петровны 1722 (?) Холст, масло, 61 х 88,5 см.

Младшей Наталье, в отличие от большинства своих братьев и сестер, удалось пережить младенчество. Но, увы, уровень тогдашней медицины и серьезные инфекции не оставили ей шансов стать взрослой. В январе 1725 года умер ее отец, Петр Первый. Наталья заболела корью и 4 марта 1725 года ее не стало вслед за ним.

Об этом редко упоминают: к тому моменту Петр Первый еще не был похоронен, с его набальзамированным телом прощались 40 дней. Гробы отца и дочери выставили вместе в одной зале. Наталью Петровну похоронили в Петропавловском соборе рядом с братьями и сестрами.

Бронзовая доска с гравированной надписью на стене Петропавловского собора.
Бронзовая доска с гравированной надписью на стене Петропавловского собора.

Вот так, один за другим, ушли почти все жильцы этого небольшого, уютного, обжитого Дворца. По завещанию Екатерины Первой (написанному Меншиковым), после неё на престол взошёл сын убиенного царевича Алексея, 11-тилетний Петр Алексеевич, Петр Второй. Портрет его мы видели в прошлый раз, напомню вам его.

-16

Он переехал в Москву, а где царь - там и столица. В Москву вместе со всем двором переехала и 17-тилетняя Елизавета Петровна, так что в этом дворце августейшие особы больше никогда не жили.

Петр Второй прожил всего 14 лет, на нём род Романовых пресёкся в мужском колене. В дальнейшем под этим именем в России правили потомки герцогов Голштинских.

Спасибо всем, кто присоединился к нашей "многосерийной" экскурсии и прочитал её до конца.

Чтобы чуть лучше узнать государя, императора всероссийского, Петра Алексеевича Первого, приглашаю прочитать статью о его гардеробе - "Семь одежек, двадцать застёжек и один заветный адрес".

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки