Сегодня в нашей рубрике «Музеи и выставки» мы расскажем про выставку «Куплю гараж» организованной Музеем Транспорта Москвы и Музеем Москвы. Посетили мы ее в середине февраля, а проходила она с 20 октября 2023 по 17 марта 2024 года в главном здании Музея Москвы на Зубовском бульваре. Здание это само по себе имеет интересную историю, изначально это были «Провиантские склады». Построены они были в 1835 году под руководством архитекторов Василия Стасова и Федора Шестакова. В 30-х годах прошлого века склады передали под нужды и расположение автобазы Генштаба РККА, где вплоть до начала 2000-х располагалась 147-я автобаза грузовых и специальных автомобилей Генштаба. Решение о передачи зданий музею было принято в 2006 году.
В наши дни практически все гаражи в Москве уже снесли, поэтому прошедшую выставку можно уже смело назвать ностальгией по прошлому. История частных гаражей и гаражных кооперативов началась в 1960 году после соответствующего постановления Совета Министров РСФСР. Как и автомобиль, гараж в советские времена был настоящей роскошью. Для многих семей гараж стал не только местом для хранения автомобиля, но и складом для хранения лишних вещей, а в погребах хранили заготовленный на зиму дачный урожай. Рукастые мужики превращали свои гаражи в мини мастерские, а после работы и в выходные частенько забегали туда и машину починить, и с соседями поговорить, да и шашлычок под коньячок и пивко тоже бывало. У моих родителей до сих пор сохранился гараж в котором и я когда-то любил покрутить гайки на своем первом авто ВАЗ 2106, да и сейчас иногда туда заезжаю.
Купив билеты, по спиральному заезду, по которому в свое время заезжали автомобили Генштаба, поднимаемся на второй этаж где и располагалась выставка. Встречает нас "Москвич – 400" в окружении предметов быта того времени, среди которых легко узнать холодильник «ЗИС», пылесос «Чайка», стиральная машинка «Рига».
В следующем помещении нас встречает еще одна легенда отечественного автопрома ГАЗ М-1
Рядом с М-кой расположился один из основных видов московского транспорта второй половины 19 века – пролетка, легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом. Кстати, как сейчас такси делятся на классы, так и раньше извозчики делились на несколько категорий: «ваньки», «голубчики» и «лихачи».
Последние перевозили состоятельных граждан, что соответствует сегодняшним такси комфорт-класса, а отличались они от других красными спицами и черными ободами. Именно такая пролетка «лихача» и была представлена на выставке. Во время реставрации пролетки в Музее Транспорта Москвы удалось обнаружить два клейма – «Барсковъ въ Москве» и «Ферманъ Москва».
Продолжает экспозицию выставки «Москвич-407» из коллекции Музея Транспорта Москвы. Выпускались эти «Москвичи» с мая 1958 года и представляли собой модернизированный «Москвич-402».
Главное отличие 407-го, это новый мотор с алюминиевой "головой" блока цилиндров и верхними клапанами. Более половины этих «Москвичей» уходило на экспорт, причем не только в соцстраны, но и в Финляндию, Норвегию, Бельгию.
Снимался этот автомобиль и в кино, он сыграл главную роль в фильме «Зеленый огонек», где разговаривал с водителем голосом знаменитого актера Зиновия Гердта.
Мне кажется, что ни одна выставка с участием ретро автомобилей не обходится без «Волги» ГАЗ-21. Вот и на этой выставке была представлена «Волга» из коллекции Дмитрия Кильпио, автоклуб «Волга-21». Серийный выпуск этой "Волги" начался в 1956 году и вскоре, в качестве основного автомобиля советских директоров, чиновников и оперативных служб, заменила «Победу». Продавали ее и для простых граждан, вот только купить ее могли граждане далеко «не простые», до 1964 года стоила она 6500 рублей, да и очередь была не маленькая.
Кстати, такую машину подарили Юрию Алексеевичу Гагарину после его легендарного полета в космос 12 апреля 1961 года. Эта традиция продолжилась и в дальнейшем, космонавтам после полета от имени правительства тоже дарили «Волгу».
Была на выставке и «Волга» ГАЗ-24. Точнее, это был проект из коллекции Игоря Затевахина, АНО «Автокульт», который «собирался» там же каждые выходные в течение проведения выставки. Чем он закончился я не увидел, может кто то из Вас посетил выставку в последние дни и сфотографировал готовый вариант?
Теперь переходим к самому интересному, то из-за чего я и хотел посетить данное мероприятие – самодельные автомобили сделанные в СССР. Представлено было два таких автомобиля, первым мы осмотрели самодельный автомобиль «Труд» московского инженера Олега Кучеренко.
Идея построить автомобиль появилась еще в 1940 –х годах, а воплощать идею мастер начал в середине 1950-х, завершились работы в 1964 году. Кузов автомобиля сварен из тщательно подогнанных фрагментов листовой стали, капот из пятидесяти металлических пластин и элементов без видимых следов соединения.
Стоит отметить и то, что трехцилиндровый двигатель для автомобиля Кучеренко тоже сделал сам. Олег Кучеренко несколько раз становился героем популярной телепередачи «Это вы можете», посвященной научно-техническому творчеству.
Следующий автомобиль – спортивное купе «ГТЩ», был сделан братьями Анатолием и Владимиром Щербиниными.
Расшифровывается название автомобиля довольно просто – «Гран Туризмо Щербининых», создавался автомобиль сначала прямо в квартире, а затем во дворе дома где жили братья.
Машина оснащена двигателем ГАЗ-21, основные агрегаты от ГАЗ-69 и ГАЗ-12 ЗИМ. Кузов из стеклопластика выглядел интересно и непривычно, качественно сделанный автомобиль часто принимали за заграничный и на улицах он постоянно собирал вокруг себя десятки восхищенных зрителей. Максимальная скорость автомобиля составляла 150 км/ч. На основе «ГТЩ» позже были созданы еще несколько моделей, в том числе и «Сатана» - совместный проект Щербининых со Станиславом и Юрием Алгебраистовыми.
Далее нас встретил ВАЗ 2103 в процессе «ремонта». ВАЗ-2103 – дальнейшие развитие вазовской линии. Дизайном автомобиля занимались итальянцы на базе «люксовой» модели Fiat 125, а вот оснасткой с учетом местных условий занимался уже конструкторы ВАЗа. Первые автомобили сошли с конвейера в конце 1972 года и стоили тогда 7500 рублей. Эта модель быстро стала самой престижной советской малолитражкой того времени.
Интересные и разнообразные макеты гаражей были представлены студией Музея Транспорта Москвы «Детская автомастерская» под руководством Марии Кашминой.
Присутствовала на выставке и инсталляция «брошенной» техники:
Ну и какая же ретро выставка без детских игрушек, хоть и немного но и они присутствовали там. Не забываем листать галерею.
Подводя итог, могу сказать, что выставка мне понравилась, вспомнил свои игрушки, вспомнил свою «шестерку» и маленькую гаражную мастерскую. Спасибо за внимание! Продолжение следует...
- Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ