Психолог смотрит на окружающий мир через особенные линзы — очки, если хотите. Я подозревала это еще до того, как решила стать психологом. Сейчас, будучи студенткой программы переподготовки, с каждым днем все больше в этом убеждаюсь.
Это “другое” видение — глобальное. Но вот несколько конкретных изменений, которые я замечаю✏️
Про привязанность.
На парах по возрастной психологии мы много говорим о привязанности. Она формируется на первом году жизни и красной нитью тянется на всем ее протяжении. Проще говоря, то, как мы “привязываемся” к маме или к другому, более значимому взрослому, во многом определяет дальнейший ход жизни.
📌Самооценку, видение мира вокруг, отношения с людьми и то, как мы их строим. Поэтому эта тема стала одной из главных в нашем обсуждении, и так или иначе каждый раз мы к ней возвращаемся.
Мы много говорили про разные типы привязанности: в каких условиях каждый из них формируется и в чем проявляется.
Затем к этому добавилась практика и домашнее задание: по рассказам людей об их детстве, по их рисункам и ответам на вопросы теста мы учились определять, какой тип у них доминирует.
🧶Так теория привязанности стала неотъемлемой частью моей жизни и, судя по обсуждениям между парами, жизней моих однокурсников. Каждая реакция коллеги, подруги, члена семьи теперь оказывается под микроскопом пытливого студенческого глаза:
- “Он так сказал, потому что папа отвергал его в детстве?”,
- “А она так делает, потому что в детстве всегда знала, что мама в любом случае поддержит?”😄
Слегка преувеличено, но близко к правде.
Про улучшение “зрения”.
Важно сказать, что часто концепция привязанности — не новая для тех, кто так или иначе интересовался психологией. Кому-то про нее рассказывали на парах при получении первого образования, кто-то находил утешение в этой теории вместо того, чтобы гадать на ромашке — “любит-не любит” (“Лю-ю-юбит, просто у него «избегающий»” 😁). Но подробное изучение темы открывает новые глубины человеческой психики или души (в терминологии психология допускает два варианта).
Конечно, не все можно и нужно объяснять типом привязанности. Но, тренируясь лучше понимать человека “напротив”, замечать неприметные нетренированному взгляду вещи, учишься по-настоящему “видеть” людей. Мне и до учебы казалось, что я хорошо это умею. Но с новыми “психологическими” очками, к которым я пока привыкаю, это перешло на новый уровень⬆️ И речь не только о травмах. Это помогает разглядеть потенциал, распознать подавленные эмоции или истинные желания, уловить “Я-реальное”.
Про разные роли.
Самое важное в этой новой суперсиле — уметь остановиться.
Хороший — или лучше сказать бережный к себе — психолог с завершением работы снимает эти линзы и надевает обратно, когда возвращается в кабинет, сеттинг. Он не пытается консультировать всех, кто его окружает. Он умеет быть психологом для клиентов, ребенком для родителей, другом для друзей, не смешивая эти роли. Я думаю, это тоже важное осознание.
Раньше, когда я встречала психологов, мне казалось, что они уже все про меня поняли по тону моего голоса, осанке и по тому, как я держу нож или вилку. А сейчас, постепенно примеряя на себя новую роль, понимаю, как необходимо уметь вовремя из нее выйти.
Про практику.
Но самое главное осознание для меня, пожалуй, связано с практикой.
На семинарах по развитию компетенций психолога-консультанта — а иногда и вне занятий, по желанию — вместе с однокурсниками мы работаем в тройках: психолог–клиент–наблюдатель (его роль — бережно дать фидбек по работе “психолога”). Так разыгрывается реальная ситуация консультационной сессии. Сейчас вместо классических 50 или 90 минут она длится всего 15. Но даже за это время можно устать. Каждую минуту все внимание психолога направлено на клиента: что и как он говорит, какие слова использует, что выражает язык тела и мимика.
❗️А еще нужно поддержать, “отразить”, задать “правильные” вопросы, которые нужно придумать в моменте, сделать это мягко, но четко.
1️⃣Отсюда осознание: работа психолога-консультанта — это нелегко.
2️⃣Другое важное осознание: когда получается, это вдохновляет.
Нам рекомендовали в роли клиента не “приносить” на разбор реальные жизненные ситуации. Но бывает сложно удержаться от соблазна. И когда в роли психолога действительно удается помочь, чутко и бережно довести до инсайта, важного для клиента осознания, особенно при обсуждении актуальной для него ситуации… Это ведь так важно — быть полезным. Лично для меня это то, для чего я пошла учиться.
Про “чистоту” взгляда.
А еще практика — это место, где нет места предубеждениям❌ И это другая сложность профессии: перед сессией “обнулиться”, “снять” с себя свою жизненную, гражданскую позицию и стать чистым, безопасным и без осуждения принимающим “ящичком” для всего, что приносит клиент. В психологии это классно, мне кажется, называется “контейнер”. И это здорово — даже в повседневной жизни уметь посмотреть на другого взглядом, не замыленным предрассудками и личными убеждениями. Увидеть в нем человека, а не набор характеристик, по которым фильтруем: “свой” или “чужой”.