Найти тему

Грустные мысли на тему Прощеного Воскресенья...

С началом Великого Поста, дорогие братья и сестры! Прощеное Воскресенье позади, поэтому прошу у Вас прощения с опозданием. За то, что редко стала писать, за то, что бываю резка в ответах на комментарии и в самих статьях тоже.

Хочу поделиться с Вами исключительно своими личными мыслями и чувствами, которые посетили меня в день Прощеного Воскресенья. Если Вы не согласны с ними, очень интересно в комментариях узнать Ваши.

К большому сожалению, как видно из наблюдений многих лет жизни, Прощеное Воскресенье стало днем, когда исключительно формально близкие и даже неблизкие друг другу люди, походя, (якобы) просят прощения и (якобы) прощают.

Традиции - дело хорошее. Плохо, когда традиция перестает быть выражением внутреннего содержания и становится его подменой.

Наверное, не зря Прощеное Воскресенье предшествует Великому Посту. Ведь Великий Пост - это жертва Богу, а жертва не принимается Богом, если в душе у постящегося нет мира (вспомним историю о Каине и Авеле: Ветхий Завет, Бытие, глава 4 https://azbyka.ru/biblia/?Gen.4&r ).

И мне кажется, что попытки хотя бы прикоснуться к осмыслению темы прощения перед Великим Постом, могут стать очень полезным семенем для будущих плодов Великого Поста.

А прикасаться к этой теме, на самом деле, не походя, совсем непросто.

Потому что больно, стыдно, горестно, обидно, виновно, печально, озлобленно, мстительно, разочаровательно, пусто на душе и обижающему, и обиженному.

Нет плохих и хороших чувств. Каждое чувство - индикатор происходящего внутри и вне. Но эти скребущие душу чувства проживать совсем не хочется, поэтому мы ищем отвлечение от них. В делах, в развлечениях, в пустой болтовне, в самоизоляции от других. Мы совершенно естественно хотим, чтобы они ушли и не мешали радоваться жизни.

Но вытеснение не избавлет от этих чувств, оно только прячет их от сознания и внимания.

Необходимость поднять перед Великим Постом свою вражду с другим, озлобленность, обиженность, увидеть ее, ужаснуться ей, пересмотреть ее с тем, чтобы разрешиться от этого бремени - вот истинный смысл Прощеного Воскресенья, как мне кажется.

Но вместо этого мы просто обмениваемся дежурными репликами "прости" - "прощаю" и расходимся восвояси с теми же тяготами на душе, лицемерно друг другу улыбаясь.

Тема прощения другого совсем непроста, хотя и требуется восстановить простоту отношений.

Простить сложно, и это нормально. Это не значит, что нужно отказаться от прощения. Простить другого - это принять решение остаться в любви к нему, в неосуждении, в немщении, но остаться и с причиненным ущербом, уроном, болью, потерями. Принять себя такого, другого, уязвленного, разрушенного, травмированного, ослабленного. Остаться в любви к причинившему урон как к человеку, но возможно уже вне прежних отношений с ним или в совсем других качественно отношениях.

-2

Если попросить прощения просто, тогда либо нет никакой вины, и это чистая формальность, тогда зачем?, либо есть вина, но нет раскаяния, а значит и признания и следующего за этим восстановления причиненного вреда, тогда снова вопрос, зачем так просить прощения?

Если легко простить (святых людей здесь упоминать не будем, мы все же не святые), это, скорее всего, по моему практическому профессиональному опыту, либо мощненийший запрет на активную агрессию, который возник в ходе подавления естественной защитной злости, агрессии в ответ на причинение незаслуженных, неожиданных страданий (часто, увы, причиняемых родителями детям, осознанно или нечаянно), либо просто самообман или обман других и Бога. Агрессия остается, но становится пассивной, скрытой или превращается в аутоагрессию (в контексте этого феномена важно также уметь прощать и самого себя, деятельно раскаиваясь, а не просто горя огнем вины и стыда, часто еще и неоправданно на себя взятых).

Когда мы прощаем кого-то, надо осознавать, за что (когда не прощаем, кстати, тоже, неплохо было бы взвесить разумом все "за" и "против"). Какой долг мы отменяем, в чем он состоит? И как будут выглядеть наши отношения, общение после снятия виновности с обидчика?

Считать, что они останутся прежними, как минимум, наивно. Иногда сломанного уже не починить и тогда, даже после решения простить останутся и горе, и боль, и печаль, хотя освободится и место для радости и принятия. Иногда в этой глубине излома прежних отношений может открыться новая глубина и высота иных по качеству отношений. Все это очень тонко, уникально для каждой ситуации.

Господь сказал: "Да любите друг друга...", но по разным причинам, с разных сторон любви ставятся заслоны и преграды. Любить трудно, это подвиг.

Прощение - часть этого подвига, оно помогает восстановить любовь человеку (и это далеко не всегда требует восстановления первозданных отношений, повторяю, урон бывает невыносимо, невосполнимо глубоким, боль неизбывной). Любовь к человеку, как я вижу, это когда между мной и им стоит Бог.

Прощая, мы возвращаем в наши отношения Бога (разлад, вражду, нападение провоцирует лукавый, вмешиваясь между нами, а до этого ссоря нас с самими собой), мы отдаем весь суд Ему, как Всевидцу, Вседержителю, Управителю всего и всех. Мы верим, что Богу виднее, и почему и зачем произошло тяжелое событие между людьми, и как его разрешить лучшим образом для всех.

Почему наш суд неверен и запрещается нам? Я думаю, потому что он однобок - оправдание себе и обвинение другому. Праведный суд и обвиняет, и оправдывает одновременно, и только Сам Бог знает, чем оправдать каждого человека.

При этом, требуя справедливого воздаяния (а часто, и чрезмерного, что греха таить, от желания если не отомстить, то быть отомщенным), злорадствуя бедам обидчика, мы ту же справедливость призываем и на свою голову, потому что тут мы обижены, а в других ситуациях уже обижаем сами, но оправдываем себя.
Именно поэтому в глазах Бога мы все грешны одинаково и все одинаково помилованы Им. То есть тратить себя на боль, агрессию, месть бессмысленно!

-3

Выбрать милость и любовь вместо мести - это очень тяжелый, неподъемный без Божьей помощи процесс, пожизненный вероятно, поэтому, говоря "прости" и "прощая" в Прощеное Воскресение, мы должны вкладываться в них всем умом и сердцем. Мы как бы ставим руки на тяжелый плуг, чтобы взрыхлить окаменевшее сердце. А каменеет оно одинаково и от злости (в случае обидчика), и от печали и боли (в случае обиженного). Каменное сердце не способно любить, не важно, от чего оно окаменело. На самом деле, любая жертва записывает в себе поведение тирана и способна его незаметно для себя проявлять на тех кто слабее, кто от нее зависит. Но часто жертва видит лишь свой ущерб, а агрессия ее вытеснена из сознания, но тем не менее может проявляться непроизвольно. Очень вероятно то, что неизлеченный психотравматик будет очень зло провяляться к другим, сам того не понимая. Таково проявление окамененного нечувствия, неспособности все время быть в контакте с реальностью. Жизнь из парадигмы боли или из парадигмы злости, что в принципе две стороны одной медали взаимодополняющие и взаимозаменяющие друг друга и одинаково разрушительные по силе.

Я вижу смысл Прощеного Воскресенья в том, чтобы увидеть, ясно ощутить все тяжелейшие камни на душе и Великий Пост сделать временем, которое с Божьей помощью, молитвой и Таинствами Соборования, Исповеди, Причастия, Литургией, поминовениями усопших (на которых тоже могли остаться и обиды, и виновность перед ними, хотя их уже нет в живых давно) будет использовано для освобождения души от ее тягот. А вслед за внутренними переменами, обновлением станет потихоньку налаживаться, улучшаться и внешнее. Это неизбежно, просто начинать надо всегда изнутри.

И всегда с Богом! А то опять угодим не туда и придется извиняться...

А еще, мне кажется, что нежелание простить (именно нежелание, потому что способность прощать нашему сердцу дана, но она требует еще раскрытия в течение жизни) - это некоторое недопонимание смысла Нового Завета. Мы должны учиться у Христа быть такими, каким явил себя в земной жизни Он. А Он ценой своей Жертвы на Кресте примиряет нас с Богом-Отцом и посылает после Вознесения Утешителя, Святого Духа в помощь нам во всем. Если мы отказываемся потрудиться над разрешением и прощением, значит отказываемся быть учениками Христа.

Инфографика с сайта https://www.youtube.com/@user-vq9nl7sq1d/videos
Инфографика с сайта https://www.youtube.com/@user-vq9nl7sq1d/videos

В тему поделюсь названием тронувшего меня фильма. "Дорога к дому", 2022 год, режиссер Иван Шерстников https://www.kinopoisk.ru/film/5247347/?utm_referrer=www.yandex.ru

Благословенного и душеполезного Великого Поста, братья и сестры!

Боже, милостив буди нам грешным...

Во славу Божью, с любовью к читателям!

Евгения Спиридонова 2024

Благодарю за внимание, лайк, подписку!
Предлагайте интересную тематику для статей.
Фото взяты с бесплатных фотостоков.