В истории человечества стресс, как способ справиться со сложными обстоятельствами, не раз спасал жизнь. Мобилизовывал весь организм для защиты своей территории, своего дома, близких. Участие в схватке с противником, борьба с природной стихией, охота, заставляли организм ради выживания выработать мгновенный биохимический механизм реакции на опасность или добычу.
И у эволюции это хорошо получилось. Когда нужна своевременная ответная реакция на внезапные, неожиданные и сложные обстоятельства, трудную задачу, сверхнагрузку.
Когда организм человека выходит из обычного привычного состояния и должен адаптироваться, возникает мощный нервный импульс, вызывающий выработку адреналина, кортизола, эндорфина. Он повышает агрессивность, увеличивает силу, выносливость, снижает болевой порог, концентрирует внимание и повышает скорость принятия решений.
Сложный гормональный коктейль мгновенно переводит организм из обычного состояния в режим готовности к моментальным действиям по устранению опасности или овладения добычей на охоте.
Существует версия, что у организма есть такие варианты реакций в стрессе, как бей, беги, замри, и еще один, недавно выделённый вариант - обними.
Возможно, последний вариант это какая то часть внутреннего психического механизма, когда человек, будучи не в силах противостоять источнику стресса, начинает его воспринимать как неизбежно положительный для себя фактор. Возможно это древняя реакция, выработанная в результате социальной природы человека, когда все особи в случае опасности сбиваются в стаю и так сохраняют друг друга в сложный момент.
По сути, все варианты реакции и действия происходят с резким выбросом энергии, накопленной в организме, с включением резервов, чтобы быстро справиться с источником стресса.
Возникает энергия противодействия обстоятельствам.
Между привычно ожидаемым и происходящим возникает необходимость напряжения усилий по преобразованию момента взаимодействия в несовпадающей по результатам ситуации.
В мгновение образуется энергия конфликта между происходящими обстоятельствами и поведением человека в процессе реакции на ситуацию.
Когда реакция осуществлена верно и опасность миновала, человек расслабляется и переходит в режим восстановления энергии, снова ест, долго спит, иногда даже может находиться в некоторой оторопи от произошедшего.
Сложнее происходят процессы при длительном стрессе. Тогда в организме накапливаются так необходимые в экстремальном моменте гормоны, которые совершенно не нужны в обычном положении событий. При этом ресурсы энергии расходуются в повышенном режиме, но по факту, на холостом ходу.
Так как в текущем состоянии цивилизации человек абсолютную часть времени не находится на грани выживания, состояние стресса, особенно хронического, вызвано в большей мере бессознательной необходимостью догонять обусловленные социальными установками цели, социальные статусы.
Человеку приходится оставаться в состоянии постоянной охоты на будто бы ускользающую добычу.
Если не осознавать такое положение вещей, хронический стресс будет выматывать энергию и ресурсы организма.
Но если вернуться к сути феномена стресса, его функции в организме, надо понимать, что его необходимость остается только для случая внезапной повышенной опасности или же для экстремального устранения препятствия для удовлетворения жизненно важных потребностей.
В перечисленных ситуациях ты выходишь из обычного состояния и выдаешь неординарные усилия, которые не нужны постоянно, когда необходим нормальный ритм труда и отдыха, напряжения и восстановления.
Невозможно каждый день находиться в ситуации чемпионата, соревнуясь со своей природой.
Но что же запускает эту неосознанную гонку, приз в которой хронический стресс?
Явно переоцененное или кажущееся несоответствие между существующим положением вещей и другим, остро желаемым, в которое непременно нужно попасть, перейти, достигнуть и обязательно закрепиться.
Тогда ты сам себе назначаешь количество кругов, время и призовое место. Тебе кажется, что в этой гонке участвуют все вокруг, но на самом деле, в этом марафоне ты бежишь один. Объективно, все остальные двигаются по своим дорожкам, совершенно с твоей не параллельным.
Двигаются в разных весовых категориях, с разных отметок старта, с разной дистанцией и этапами эстафеты.
И если фокусироваться на выделенном сознанием участке этого кажущегося или переоцененного несоответствия, появляется понимание оправданности внутреннего конфликта и необходимость борьбы, желание урегулировать этот конфликт, возникает стресс.
Но в этом то и парадокс, что энергия, выработанная организмом в таком стрессе, концентрируется на конфликте и забирает на себя все усилия. Удерживая фокус внимания на искусственной причине стресса, пытаясь его перекрыть и нейтрализовать, перестаёшь замечать все вокруг, суть и контекст происходящего и выполняемого тобой в стрессовом состоянии.
Это очень затратный для организма стресс, который не связан с эволюционными целями самого механизма.
Ведь даже в состоянии ограничения свободы или длительной и хронической болезни, человеку свойственно адаптироваться и находить для себя новые способы жить с другими радостями, реализовываться созидательно и творчески, стремиться к продолжению существования и расширению жизнедеятельности, при этом ориентируясь на какой то больший смысл, чем концентрация на существующем ограничении.
Как раз, если сфокусироваться на самой энергии взаимодействия с имеющимися обстоятельствами и действий в них, энергия, причиной которой стал стресс, не пропадает, а трансформируется, соединяется с окружающим контекстом, средой, ситуацией и перенаправляется изнутри первоначального несоотвествия во внешнее пространство.
Само несоответствие существующего желаемому состоянию в таком ориентировании своего внимания остается не на самом факте несоответствия, а на необходимости работы с источником стресса, как с исходным материалом. Мастер не истерит и не злится, когда в его руки попадает неслепленная в кувшин глина. Он работает над глиной на гончарном круге и увлечён процессом превращения материала в красивую вазу или нужный в хозяйстве кувшин.
Да, это занимает время. Да, это требует усилий сознания для понимания всей картины движения энергии встречного сопротивления глины и силы рук мастера. Иногда горшки и кувшины выходят с браком и трещинами. Но это поправимо и обычно для мастера. Его не трясёт от хронического стресса, потому что он не называет свое дело и свою жизнь критически не соответствующей условиям выживания и требующей срочного героизма. У мастера, в широком смысле, есть понимание, что каждый день он сделает восемь кувшинов и пять горшков. Какой же смысл напрягаться от того, что их не будет двадцать или пятьдесят. Ведь тогда и то, что он сделает, будет бессмысленно и мало. А его энергия уйдёт на проживание и переживание того, чего нет.
Стресс в существующей опасности необходим и неизбежен.
Стресс, сфокусированный на мысленной ситуативной модели, является замкнутым кругом энергии, которая на самом деле и есть, и нужна, чтобы быть и жить дальше.
Чтобы не жить в состоянии повышенной боеготовности в состоянии длительного и ненужного стресса, когда и не важно, чем он обусловлен, страхом ли что то потерять, неутолимым желанием чем то обладать, либо острым отрицанием условий существования, нужно остановить такой круг в самом себе и направить энергию в русло действительно происходящей перед тобой жизни. Соединить свои действия с ритмом окружающих событий и работать с существующим, не тратя энергию на выдуманные сценарии.