«Играйте в футбол». Трагедия и шок.
Сложно что-либо писать и говорить. Просто смотришь в одну точку. Василий Уткин уже давно не комментировал футбол, но его голос, словно ворота – без них не играют. А тут судья дал финальный свисток, мяч улетел за пределы стадиона, электрик выключил свет и все грустные идут по домам.
Василий Уткин – это главная звезда комментаторского цеха последних 20-ти лет. Он намного больше, чем просто человек у микрофона, помогающий смотреть матч. Он – явление, которое вывело профессию на новый уровень. За эти годы он стал не просто медийной единицей, а самостоятельным СМИ, высказывающим мнение по самым разным вопросам. В «нем» работал репортер, аналитик, новостник, интервьюер, фотограф и редактор. Его знали не только болельщики всех команд страны, но и домохозяйки с барберами, которые смотрят футбол раз в пять лет спиной к экрану, потому что каждый хоть раз видел и слышал этого грузного колкого мужика.
52 года. Проблемы видели все, но сейчас не об этом. Такое чувство, что мы знали его с рождения. Он забирал нас из садика и усаживал в кресло, рассказывая в «Футбольном клубе» о тренере Романцеве, дружбе с Радимовым и лужах на стадионе в Самаре. Уже тогда мы все понимали, что он говорил нам совсем не о футболе, а жизни.
Именно с появлением Уткина классический «советский спортивный телек» навсегда сгинул долой. Каждый репортаж того Васи – это прогулка по парку гипербол, шуток и деепричастных оборотов. Раньше ни одному человеку в мире не приходило в голову комментировать футбол ТАК. В определенный период каждый его репортаж можно было нарезать на цитаты. В итоге десятки из них ушли в народ, но Уткин не останавливался.
Уткин разный, но для каждого он свой. Знаете же, каждый смотрит сериал «Бригада» или фильм «Однажды в Америке» со своими чувствами. Кто-то помнит его в студии перед ЧМ-1998 или после матчей Лиги чемпионов, кто-то в жюри КВН или роли кандидата в депутаты из фильма «День выборов» - та его фраза: «Я футболом не интересуюсь» - тоже стала мемом. Для кого-то он шоумен или ведущий программы «Голод», голос FIFA, а для кого-то оппонент Владимира Соловьева.
Лично я обожал Уткина-автора. Его колонки для «Советского спорта» - это один бесконечный бестселлер, растянутый на три года. Такое чувство, что все это время ты читал по одной главе, а больше тебе не давали. Но каждые вторник и пятницу я с полночи обновлял сайты, чтобы добраться до чтива.
Когда Уткин был в комментаторской форме, то летал в стратосфере. Пересматривать матчи ЧМ-2006 можно только ради этого – игры Англия – Тринидад и Табаго и полуфинал Германия – Италия – это золотой фонд, который стоит на полке самых ярких впечатлений.
Главное отличие Уткина от всех остальных – он умел будоражить. Он чувствовал публику и видел следующий шаг. Он показал, что такое ген репортера. Комментатор Кирилл Дементьев говорил, что только Уткин мог сломать любую стену, сделав в ней дыру, а уже после этого в нее проходили люди. Но ломал стену только Уткин. Это он придумал тот самый комментаторский конкурс на «Плюсе», который открыл весь костяк того НТВ и сегодняшнего «Матча». Но парадокс в том, что даже спустя 25 лет он так и остался главной и единственной суперзвездой в этой профессии. Все пытались добраться до этого уровня, но никому не удалось.
Однажды, лет 13-14 назад Василий Уткин пришел в комментарии к моему посту о «Рубине» в блоге на Sports.ru. Он написал всего два слова: «Жалкий текст». Но я был счастлив. А три дня назад он был в программе «Это футбол, брат» и сказал там интересную вещь, что лучше всех в стране пишет некрологи. Особенно на тех людей, которых знал лично. Этот не прочитает и не оценит.
Автор материала: Артур Еникеев