Первые тайные общества в Российской империи
Вскоре после Заграничных походов образовались первые тайные общества. Их целью была подготовка и осуществление преобразований
Первым крупным тайным обществом становиться Союз спасения (1816–1818). Создателем Союза был Александр Муравьёв. В него вошли Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, Иван Пущин, Михаил Лунин, позднее к ним примкнул Павел Пестель. Своей целью, Союз ставил освобождение крестьян и реформу управления государством. В 1817 году Пестель написал устав Союза спасения. Существует теория, что участники Союза состояли в масонских ложах, поэтому в обиходе Союза сказывалось влияние ритуалов масонов. Споры членов “Союза Спасения” относительно программы и тактики действий привели к его самороспуску.
Союз Благоденствия
В январе 1818 года в Москве создаётся новое тайное общество — Союз благоденствия. Союз просуществовал до 1821 года, в него входило около 200 человек. Уже не стремясь к перевороту, они хотели пропагандировать передовые идеи, заниматься воспитание и образованием населения с целью распространение либеральных идей. Члены Союза благоденствия обязаны были принимать активное участие в общественной жизни, стремиться занять посты в правительственных учреждениях, армии. В январе 1821 года в Москве три недели работал съезд Союза благоденствия. Его необходимость была обусловлена разногласиями между сторонниками радикального и умеренного течений, осложняющее легальную работу общества. Работой съезда руководили Николай Тургенев и Михаил Фонвизин. Стало известно, что через доносчиков правительство осведомлено о существовании Союза. Было принято решение о формальном роспуске Союза благоденствия. Это позволило освободиться от случайных людей, попавших в Союз.
Южное и Северное тайные общества
Образовались новые тайные общества — «Южное» (1821 год) в городке Тульчине и «Северное» (1822 год) с центром в Петербурге.
В южном обществе руководил полковник Павел Иванович Пестель. Членами союза были С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин.
В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьёв, Сергей Трубецкой, Кондратий Рылеев, Е. П. Оболенский, Иван Пущин, Михаил Лунин.
Два общества считали необходимым подготовить восстание и захватить власть естественным путем.
Программа “Южного” общества
Главным программным документом Южного общества стала написанная Пестелем “Русская Правда”. Проект предполагал создание в России республики и разделение властей. Законодательная власть должна была принадлежать парламенту - Народному вечу. Исполнительная власть передавалась Державной Думе, состоящей из 5 человек, ежегодно менялся один из членов думы. Эти органы власти должны были быть выборными. К выборам в Народное Вече он допускал всех мужчин 20 лет, независимо от имущественного положения и образования. Державную думы должны были избирать члены Народного веча. Контроль за соблюдением законов должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Чтобы обеспечить крестьян землей, весь земельный фонд страны должен был быть разделен на две равные части - земли общественные и частные. В общественные должны были войти бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли. Общественные земли отдавались крестьянам и не подлежали купли-продаже. Земли частные оставались в рыночном обращении и должны помогать развитию предпринимательства.
Программа “Северного общества”
Главным программным документом Северного общества стала “Конституция” Н. М. Муравьева. Согласно программе, Россия должна стать конституционной монархией. Император мог возглавлять только исполнительную власть. Законодательная должна принадлежать парламенту - Народному вечу. Участвовать в выборах могли далеко не все: вводился имущественный ценз. По “Конституции” вводились гражданские права и свободы. Программа предусматривала отмену крепостного права, однако большую часть земли оставляла в руках помещиков. Муравьев предлагал образовать на территории России 13 держав и 2 области. В державах законодательная власть должна осуществляться Державной думой. Исполнительную власть должен осуществлять “державный правитель”.
Внезапная смерть Александра 1 и Династический кризис
Осенью 1825 г. во время поездки Александр 1 заболевает и 19 ноября умирает в городе Таганрог. У императора сыновей не было, наследником престола по закону считался Константин Павлович. Однако Александр 1 оставил завещание, в котором свои наследником объявлял другого брата, Николая Павловича. Сложность была в том, что завещание сохранялось в тайне, как и то что Константин отказался. От своих прав на престол еще три года назад, женившись на женщине не из правящей династии. 27 ноября 1825 года население было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением. Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря 1825 года была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать.
Восстание Декабристов
По плану восстание должно было начаться в Петербурге и быть поддержано выступление 2-й армии в Малороссии. Диктатором восстания в столице был назначен полковник гвардии С. П. Трубецкой.
Декабристы собрались не допустить присяги солдат Николаю. Они планировали вывести полки на Сенатскую площадь под предлогом требования воцарение Константина. В сенате в это время должна было проходить присяга членов Гос. Совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный ими Манифест, объявить об отмене крепостного права и изменит систему управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить членов императорской семьи в Петропавловскую крепость.
Однако все получилось не так, как планировалось. Предупрежденный Николай провел присягу Сената, Cинода и Госсовета еще ночью. Вечером 13 декабря 1825 года Рылеев просил Петра Каховского ранним утром следующего дня проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Каховский сначала согласился, но около 6 утра отказался. Вскоре после этого Александр Якубович отказался вести матросов Гвардейского экипажа и Измайловский полк на Зимний дворец. Диктатор Трубецкой не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.
К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь офицеры-декабристы (штабс-капитаны гвардии Александр Бестужев, Михаил Бестужев, Дмитрий Щепин-Ростовский) вывели около 800 солдат Московского лейб-гвардии полка. Несколько позже к ним присоединились рота лейб-гвардии Гренадерского полка поручика Александра Сутгофа.
Солдаты не подозревали об истинных целях восставших. Им было сказано, что Николай 1 хочет завладеть престолом незаконно. Солдаты в это случае выступали не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю. Николая предпринял свернуть восстание мирным путем и убедить восставших покинуть Сенатскую площадь. К ним прибыл М. А. Милорадович - генерал губернатор Петербурга. Милорадович попытался доказать рядовым, что их обманывают. Евгений Оболенский, выйдя из рядов восставших, убеждал Милорадовича отъехать, но видя, что тот не обращает на это внимания, легко ранил его штыком в бок, в то же время декабрист Каховский выждал момент, когда Милорадович на коне повернется к солдатам спиной и выстреливает ему в спину. Затем же кидай пистолет в головной убор Милорадовича, что тот слетает. Впоследствии, уже перед смертью Милорадович обрадовался, узнав, что в него попала пистолетная пуля. Значит, стреляли не солдаты
После это Николай, стянувший войска к площади, приказал открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули побежали.
За час до конца восстания декабристы выбрали нового «диктатора» — князя Евгения Оболенского, который трижды пытался созвать военный совет. Но инициатива уже была упущена. Вокруг площади были сосредоточены правительственные войска, более чем вчетверо превосходящими восставших по численности.
Жертвами пали около 1300 человек. После получения известие о разгроме выступления в Петербурге члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка в Малороссии. Пестель уже был арестован и восстание возглавил С. И. Муравьев - Апостол. Восстание было разгромлено.
Процесс суда над Декабристами
Процесс следствия проходил в тайне, Император лично допрашивал многих арестованных, он узнал причины восстания, об их планах реформ.
В состав Верховного уголовного суда были включены Мордвинов и Сперанский — именно те высокопоставленные чиновники, которых подозревали в закулисной режиссуре неудавшегося мятежа. Николай I через Бенкендорфа, минуя Следственный комитет, пытался выяснить, был ли связан Сперанский с декабристами
Осужденные были разделены на 4 категории. В зависимости от тяжести приговора.
Пятеро декабристов Пестель, Муравьев - Апостол, Бестужев - Рюмин, Каховский, Рылеев были представлены к высшей мере наказания смертной казни - через повешение. 13 июля 1826 г. они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше 100 декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ. Где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский Полк.
Дальнейшие последствия восстания
Восстание декабристов оказало серьёзное влияние на дальнейшее правление Николая I.
Император начал придерживаться реакционной политики, проводить жёсткий контроль за всеми сферами жизни, ввести цензуру и т. д. Это было связано с тем, что Николай I опасался повторения восстания и стремился максимально подавить любую искру недовольства.
Однако из-за жёсткой политики недовольство Николаем I только увеличивалось.
Жизнь Декабристов на каторге
21 июля первая партия декабристов отправилась из Петропавловской крепости в Сибирь. Восемь первых осужденных добирались до мест лишения свободы в комфортабельных тройках. Ножные кандалы на них действительно были, но в остальном они не испытывали значительных неудобств. Как вспоминает участник первого этапа Евгений Оболенский благодаря тому, что все восемь этапников принадлежали к богатейшим и знатнейшим семьям России, а Артамон Муравьев вообще был свояком министра финансов графа Канкрина, путешествие в Сибирь проходило с комфортом. Останавливались государственные преступники не в тюрьмах, а в гостиницах, питались не баландой с хлебом, а в придорожных трактирах и городских ресторациях, причем даже с шампанским.
Надо сразу оговориться, что с таким комфортом добирались до Сибири не все декабристы. Льготами пользовались только те, кто мог за них хорошо заплатить, то есть богатые офицеры гвардейских полков, представители виднейших фамилий России.
Когда декабристы добрались до Сибири, оказалось, что тяжелый труд «в мрачных пропастях земли» грозит далеко не всем. Из 91 преступника, осуждённого на каторгу, в шахты на Благодатском руднике спускались всего 8 человек: Оболенский, Волконский, Якубович, Трубецкой, Давыдов, братья Борисовы и Артамон Муравьев. Все они были приговорены к вечной каторге, но еще до прибытия в Сибирь срок их наказания был сокращен до 20 лет, а затем еще и неоднократно уменьшался.
В Петербурге заговорили об ужасных условиях труда в жутких сибирских шахтах. И правительство поспешило облегчить работу государственных преступников. Правда, самим декабристам эта забота вышла боком. Их достали из теплых шахт и заставили таскать носилки с рудой.
20 сентября всех восьмерых отправили в Читу, где были сосредоточены декабристы, приговоренные к разным срокам каторги. В Чите подходящей работы для декабристов просто не было. Местное начальство ломало голову, чем бы занять семь десятков бывших заговорщиков. Их то посылали засыпать овраг, то отправляли на мельницу.
Быт холостых декабристов был не столь устроен, как у их женатых товарищей. В первые месяцы совместной жизни дворянские революционеры посвящали досуг диспутам, чтению лекций, шахматными турнирами. С ходом времени подобное времяпровождение стало уделом лишь самых достойных. В камерах появились водка и карты.
Лишь в 1856 году декабристам вышла амнистия. Александр Второй позволил ссыльным возвратиться в столицы, но сорваться с обжитого места захотели не многие. Кто-то обзавелся крепким хозяйством, вырастил в Сибири детей, а кто-то просто не дожил до свободы, которая должна была «радостно» принять его у входа в рухнувшую «темницу».