Найти тему

Протоиерей Боголюбский.

Доброго времени суток товарищи!

Сегодня решил выложить ещё одну историческую заметку. Попался мне в одном заброшенном доме помянник.

Помянник,поминальник, синодик в православии – это книжка где записаны имена живых и усопших. Подается во время богослужения для поминания.
Помянник,поминальник, синодик в православии – это книжка где записаны имена живых и усопших. Подается во время богослужения для поминания.

Наверное каждый крещёный в православии на службе в церкви был хотя бы раз и видел,а может и писал записки «за здравие» и «за упокой».

Но сейчас не об этом. Первое что меня заинтересовало,так это период производства. Открывая книжицу видим:

«Москва. Типография Вильде Малая Кисловка собственный дом».

-3

Сразу становится ясно,что период производства помянника конец 19го начало 20го века. Скорее всего до 1917го года.

«Типография Вильде — образована в Москве не позднее 1881 года. В 1908 году располагалась: Москва, Верхняя Кисловка (Собиновский переулок), собственный дом, к 1914 году — Брестский переулок, дом 2».

Это всё что мне удалось найти в сети по типографии.

Далее,уже в конце книги читаем:

«От Московского Духовно - Цензурного Комитета в печать дозволяется. Москва 6? Февраля 1904 г.

Цензор протоиерей Николай Боголюбский»

Значит помянник имеет датировку не ранее 1904 года.

А кто такой протоиерей Николай Боголюбский?

Вот что нам сообщает о нем « Открытая православная энциклопедия Древо»:

Боголюбский Н. И.
Боголюбский Н. И.

Николай Иванович Боголюбский (1856 - 1926), б. протоиерей, богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества

Родился в 1856 году в Самарской губернии в семье протоиерея.

В 1876 году окончил Самарскую духовную семинарию, в 1880 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 30 июня 1880 по 10 апреля 1883 года преподавал греческий язык в Подольской духовной семинарии.

10 марта 1883 года избран, а 10 апреля того же года рукоположен во иерея к Скорбященской тюремной церкви города Самары. С 24 мая этого же года преподавал греческий язык в Самарской духовной семинарии.

5 июня 1884 года назначен настоятелем Самарского Казанского собора. С 24 октября этого же года года - законоучитель в женской гимназии.

В 1885 году защитил магистерскую диссертацию: "Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством".

17 февраля 1887 года был утвержден магистром богословия.

В 1892 году был возведен в сан протоиерея.

С 10 - 20 июля 1893 года являлся председателем совета Самарского епархиального женского училища.

С 16 - 18 июля 1897 по 1902 год был ректором Самарской духовной семинарии и главным редактором "Самарских епархиальных ведомостей", в которых регулярно публиковал проповеди и статьи.

С марта 1902 по 1909 год состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном институте. В 1902 году участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее.

С сентября 1905 по январь 1908 года - председатель отдела публичных богословских чтений Московского общества любителей духовного просвещения, в 1917 стал его председателем этого общества.

Цензура 1904 года.
Цензура 1904 года.

С 1907 года являлся членом Московского духовного цензурного комитета (возможно ошибка? Помянник цензурирован Боголюбским в 1904 году!) , в 1909 - 1911 годах - профессором богословия Московского коммерческого института. Участвовал в собраниях Златоустовского кружка при церкви свт. Николая Явленного.

В 1911 - 1918 годах - ординарный профессор богословия Московского университета, с 14 ноября 1911 года - последний настоятель университетского храма во имя мц. Татианы перед его закрытием.

8 марта 1917 года избран товарищем председателя Исполнительного комитета объединённого духовенства Московской епархии.

В марте 1917 года избран в Московский епархиальный совет. В 1917 году избран заведующим женским Богословско-педагогическим институтом в Москве.

1 июня 1917 года был избран председателем Всероссийского съезда духовенства и мирян. На заседаниях съезда, посвященных выборам Московского митрополита, провел положение о необязательности монашеского пострига для кандидатов в епископы.

17 января 1918 года председательствовал на заседании совета Союза духовенства и мирян (создан для защиты московских монастырей и приходов от посягательств советской власти).

В 1918 году был ректором Православной народной академии богословских наук, в которой читал курс "Христианское миропонимание (догматика и апологетика)".

Помянник.
Помянник.

После закрытия университетского храма назначен в Богоявления Господня собор в Елохове, затем настоятелем храма Большого Вознесения на Большой Никитской улице.

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, вошел в состав обновленческого Высшего церковного управления. В мае 1923 года участвовал в обновленческом "2-м Всероссийском поместном соборе", где был избран в состав Высшего церковного совета. Председатель этического подотдела Предсоборного отдела (1923).

Скончался 1 октября 1926 года, без покаяния, в обновленческом расколе. Похоронен на Семёновском кладбище в Москве.

Интересная личность. Как видно из моих последних двух заметок касательно Патриарха Тихона и протоиерея Боголюбского единства мнений касательно Советской власти в послереволюционной РПЦ не было.

Кстати «Обновленцы» весьма примечательная структура того времени.

На этом пожалуй закончу.

Всем успехов в поиске!