Александр Ширвиндт был настоящим джентльменом с безупречными манерами. «Король флегматичного юмора» радовал друзей и публику своими искрометными шутками. Сразу после окончания Щукинского театрального училища он перешел на преподавательскую работу. Талантливый актер сменил несколько театров, занимался постановкой спектаклей и сочинением пьес. Его снимали в своих фильмах Марк Захаров, Эльдар Рязанов и Карен Шахназаров, но в основном в небольших ролях второго плана. Главного героя в кино популярнейший советский и российский актёр сыграл лишь раз. Память о Ширвиндте сохранится в сердцах нескольких поколений жителей нашей страны надолго, а он уже парит где-то в космосе, рядом с астероидом, названным Shirvindt.
Детство
Будущий художественный руководитель Театра Сатиры родился 19 июля 1934 года в советской столице. Его отец, Анатолий Густавович, был музыкантом-скрипачом, работал в Большом театре и занимался преподавательской деятельностью. Мать, Раиса Самойловна, устроилась в Московскую филармонию, где трудилась в концертном отделе. Свою старшую сестру Саша не знал, так как 9-летней девочки не стало, когда его еще не было на этом свете.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Ширвиндты уехали из Москвы. Они поселились в Чердыни (Пермский край), где Саша стал учеником первого класса местной школы. Через два года Ширвиндты снова жили в Москве, в коммунальной квартире. Будущий актер ходил в 110-ю школу, где записался в драмкружок, а в старших классах в качестве вожатого занимался с пионерами. Ему нравилось разыгрывать своих друзей и даже учителей. Приятели называли Сашу Ширвой.
Музыкальная карьера мальчика не заладилась изначально. По настоянию родителей он начал осваивать скрипку, но терпеть не мог это занятие. Некоторое время Саша учился в музыкальной школе, но не окончил ее.
Старшие Ширвиндты встречали дома известных гостей – Ростислава Плятта, Василия Качалова, Дмитрия Журавлева, Леонида Утесова и других. Они собирались за столом для обсуждения последних театральных новостей и репетиций будущих выступлений. Под их влиянием формировался код жизни Александра Ширвиндта.
Театральная карьера
Родители настаивали, чтобы Саша стал студентом юридического факультета Московского государственного университета. После подачи документов в этот вуз он параллельно решил пройти отборочный тур Щукинского театрального училища.
Творческая «жилка» взяла верх над юриспруденцией. Его приняла в свою мастерскую Вера Константиновна Львова. Студенту Ширвиндту пришлось подрабатывать разгрузкой товарных поездов и выступлениями на разных мероприятиях.
После окончания театрального училища Александр попал в Театр-студию киноактера, но долго там не задержался. Его приняли в труппу Театра имени Ленинского Комсомола. Дебютной ролью Ширвиндта на этой сцене стал белый офицер в «Первой конной». Затем началось сотрудничество актера с выдающимся советским режиссером Анатолием Эфросом. Почитателям высокого театрального искусства запомнились такие роли Ширвиндта в его спектаклях, как Людовик XIV в «Мольере» и Тригорин в «Чайке».
Вместе с Эфросом актер перешел в Театр на Малой Бронной, где служил два года. Но самая крепкая творческая связь у Ширвиндта возникла с Театром сатиры. Зрителям запомнился его граф Альмавива из «Безумного дня или Женитьбы Фигаро». Легендарный спектакль поставил Валентин Плучек. Ширвиндт играл похотливого, внешне невозмутимого «барина». Благодаря таланту Ширвиндта у этого отталкивающего персонажа появилось обаяние. Альмавива конкурировал с прохвостом Фигаро в блестящим исполнении Андрея Миронова, близкого друга и частого сценического партнера Александра Анатольевича.
Из других ролей Ширвиндта в Театре сатиры следует выделить Добчинского из «Ревизора», министра-администратора из «Обыкновенного чуда» и отца из «Маленьких комедий большого дома». Во второй половине 1970-х Александр Анатольевич стал постановщиком знаменитой музыкальной версии «Недоросля». Песни к этому мюзиклу написал Юлий Ким. К сожалению, сценическая жизнь спектакля была недолгой.
В самом начале XXI века Валентин Плучек покинул пост художественного руководителя Театра сатиры. Его место занял Ширвиндт, которого коллеги за его невозмутимость в любых ситуациях прозвали «Железной Маской».
Гениальные роли второго плана в кино
Кинематографическая история актера началась в 1956 году. Его первый экранный герой – эстрадный певец Вадим Ухов из комедийной ленты «Она вас любит». Полученный за фильм гонорар артист потратил на покупку своего первого автомобиля – старой «Победы».
Обширная фильмография Ширвиндта включает много известных картин, в которых он преимущественно играл второстепенные роли. Вначале зрители запомнили его, как Юзефа из «Майора Вихря», но всенародная слава пришла к артисту после премьеры «Иронии судьбы», которую снял Эльдар Рязанов. Александр Анатольевич талантливо перевоплотился в друга главного героя лирической комедии.
В фильмах знаменитого советского кинорежиссера он появился в небольших ролях в «Стариках-разбойниках», «Вокзале для двоих», «Забытой мелодии для флейты» и «Привет, дуралеи!». При этом все персонажи Ширвиндта запомнились зрителям и стали украшениями картин.
Актер сотрудничал и с другими известными советскими режиссерами. В «12 стульях», которые поставил Марк Захаров, в исполнении Александра Анатольевича появился одноглазый шахматист-любитель. Вместе со своими друзьями Андреем Мироновым и Михаилом Державиным Ширвиндт сыграл одного из главных героев комедийной ленты «Трое в лодке, не считая собаки». В «Небесных ласточках» актер блистал в роли майора Альфреда Шато-Жибюса, в «Зимнем вечере в Гаграх» Карена Шахназарова сыграл телеведущего, а в «Самой обаятельной и привлекательной» - мужа Сусанны Аркадия.
В главной роли Ширвиндт появился на большом экране один раз. В «Миллионе в брачной корзине» его герой – симпатичный мошенник Леонидо Папагатто.
В исполнении Александра Анатольевича часто звучали закадровые авторские тексты, например, в той же «Иронии судьбы». Голосом Ширвиндта говорит Чеширский Кот в мультфильме «Алиса в Стране чудес». Периодически он появлялся в выпусках «Фитиля».
Знаменитый юморист
Сатира не нравилась актеру, который, как ни странно, работал в театре под таким названием. Он всю жизнь отдавал предпочтение мягкому юмору и ненавязчивой иронии.
Шлифовка актерского стиля Ширвиндта происходила во время капустников и праздничных вечеров на сцене Дома актера Всероссийского театрального общества. Александра Анатольевича можно назвать одним из первых отечественных стендаперов. Он прекрасно импровизировал и читал тексты Аркадия Арканова и Михаила Жванецкого.
В 70-х годах актер начал появляться на телевидении в качестве ведущего «Театральных встреч», «Терема-теремка» и других передач. Его эстрадным партнером стал Михаил Державин, с которым он вел «Утреннюю почту». Этот дуэт часто приглашали на юбилеи, концерты, капустники и новогодние «Голубые огоньки». Мрачноватый Ширвиндт и экспансивный Державин вызывали улыбку сразу после своего появления на публике и экранах телевизоров.
Семья
В 1957 году женой Ширвиндта стала архитектор Наталья Белоусова, родословная которой связана со столбовыми дворянами. В 1958 году их семья пополнилась сыном Мишей, который впоследствии тоже стал студентом театрального училища имени Щукина, а после его окончания работал актером, продюсером и телеведущим.
Ловеласы, сыгранные Ширвиндтом, имели мало общего с реальным Александром Анатольевичем. Ходили слухи о его амурных победах, но он отшучивался, что сумел испортить жизнь единственной женщине – собственной супруге.
В 2017 году состоялся семейный праздник в ознаменование бриллиантовой свадьбы Александра Анатольевича и Натальи Николаевны. Их первым совместным жильем была комната в коммуналке, в одном из арбатских домов. Позже супруги переехали на Котельническую набережную, где в высотном здании у них появилась собственная благоустроенная квартира, из окон которой видна Москва-река.
Семейное древо Ширвиндтов разрастается. Александр Анатольевич периодически виделся с тремя внуками и пятью правнуками. Он называл свою семью замечательной. Родственники любили ездить на Валдай, где отмечали семейные праздники. Ширвиндту нравилось отдыхать на подмосковной даче, которая когда-то принадлежала деду Натальи Николаевны, академику, главному архитектору столицы.
«Лорд-канцлер» московской богемы
Ширвиндт после знакомства с человеком общался с ним на «ты», но его собеседники не принимали это за «начальственное панибратство», которое позволяют себе бывшие комсомольские работники. Обращение на «ты» было для человека знаком, что он уже находится в кругу Ширвиндта, вступил в его компанию, закрытый клуб, состоящий из блестящих, талантливых и находчивых людей.
Московская богемная тусовка воспринимала Александра Анатольевича, как своего «лорда-канцлера». С английской невозмутимостью он появлялся на светских мероприятиях в синих клубных блейзерах и с неизменной трубкой.
Отдыхать актер любил во время рыбалки. Всю жизнь он болел за футбольный клуб «Торпедо». Из еды знаменитый артист отдавал предпочтение шпротам и плавленым сыркам, хотя в ресторане арбатского Дома актера гостей угощают «Омлетом по-ширвиндтовски», приготовленном по рецепту Александра Анатольевича.
P.S.
Ширвиндта не стало 15 марта 2024 года. Он не дожил четыре месяца до своего девяностолетия. В Театр сатиры на прощание с актером пришли его многочисленные друзья и поклонники. После кремации останки легенды отечественного театра и кино предали земле на территории Новодевичьего кладбища. Сохранение памяти об Александре Анатольевиче Ширвиндте взяли на себя его сын, многочисленные друзья и ученики.
Вы можете сами установить цифровой памятник своему предку на сайте memorycode.ru и создать там же генеалогическое древо собственного рода, руководствуясь инструкциями, советами и подсказками, размещенными на портале.