Когда в моем саду накопилось небольшое количество разных видов хионодокс, то при сравнении их заявленных (при приобретении) названий стало возникать некоторое несоответствие, как будто все было перепутано. Попытка определить по-быстрому растения по картинкам в интернете и по садовым книжкам не увенчалась успехом. И не потому, что это очень сложный род, состоящий всего из 8 видов, из которых в культуре всего около 4, а по той причине, что путаницы в интернете и книгах оказалось больше чем я ожидал. Это как блуждать в огромном дремучем лесу, состоящим из трех сосен, долгие годы. Но годы прошли, в мире накопилось чуть больше информации, и мне вроде бы удалось найти ориентир, чтобы выбраться из этого мрака систематики рода.
Как оказалось большинство хионодкс, которые есть в культуре, существуют под неверными названиями и соответственно не определяются по классическим источникам информации. И чтобы со всем этим разобратся, необходимо рассмотреть хионодоксы в историческом плане. Поэтому моя статья будет очень длинной и нудной, но если кто заинетесован чтобы его хиондоксы росли под правильным именем найдет в себе силы прочитать все до конца.
Итак, начнем с базовой хионодоксы, котороя позволит разобраться с остальными видами.
Chionodoxa luciliae впервые описана швейцарским ботаником Пьером Эдмоном Буассье после его путешествия в Малую Азию в Diagnoses plantarum orientalum novarum, ser. 1, т. 5: 61. в 1844 году.
Вид назван в честь Люсиль Буасье, урожденной Бутини 1822 г., двоюродной сестры и жены Эдмунда Буасье, которая сопровождала его в нескольких поездках за сбором растений и умерла от тифа 9 июля 1849 г. в Гранаде.
Типовое место: «В верхнем альпийском регионе западного Тмоли над Боздагом, на самых высоких вершинах, обращенных на север. В конце июня 1842 года я достиг высоты 7000 футов и в тающем снегу увидел изобилие цветов».
Некоторые авторы упоминают, что Chionodoxa luciliae была введена в культуру в 1764, но шведскому ботанику Францу Шпета не удалось найти достоверных материалов, подтверждающих это. Также, вполне вероятно, что это упоминание могло относится и к другим видам хионодокс. Как отмечал Шпета: «Со времени описания БУАССЬЕ в 1844 году почти все культивируемые хионодоксы были отнесены к названию Chionodoxa luciliae. По этой причине этот вид является самым известным по названию, но наиболее критичным по номенклатуре».
«Первые сомнения возникли в связи с импортом луковиц Георгом Мо из Татактали Даг, которые продавались как Ch. luciliae, но не были ей идентичны. С тех пор эти растения стали основой для сравнения. Эдвард Уиттолл выслеживал другие формы и год за годом продавал большие количества европейским питомникам. Предпочтительным покупателем была лондонская компания Barr & Sugden, основанная Питером Барром, которая всегда первой предлагала на продажу новые «виды», о чем можно судить по различным статьям в журналах по садоводству».
Бейкер (1879) выращивал в своем саду в Бентале луковицы растений, которые Мо обнаружил на горе Измир-Ниф в 1877 году, и идентифицировал как Chionodoxa luciliae,. Он утверждал, что Ch. luciliae, описанная Буасье из Измир-Боздага, была карликовой формой Ch. luciliae, а описанная им с горы Измир-Ниф, происходила из другой экологической среды и поэтому отличалась. Бейкер ранее идентифицировал Ch. forbesii собранную на Юго-Западе Анатолии и Ch. forbesii var. idae, которую он нашел на горе Ида (Крит). Он заявил, что Ch. forbesii var. idae — это синоним Ch. luciliae. Кроме того, в своей редакции рода Chionodoxa он подчеркнул, что хотя он и защищал Ch. nana и Ch. cretica как два разных вида, которые распространены на Крите и имеют одну и ту же среду обитания, но высказывал сомнения, что эти оба вида на самом деле могут быть вариациями одного и того же вида.
В 1889 Уиттолл писал: «Chionodoxa Luciliae встречается только на хребте Нимфа Даг, начиная с высот Тахталы над Смирной и заканчивая высотами над деревней Нимфио».
«Chionodoxa gigantea,— пишет он в следующем абзаце, — я назвал ее так просто из-за очень большого размера цветка. Она растет на холмах Боз-Даг или Тмолус выше Аллах-Хеира [Аллашехра], на месте древней Филадельфии, и существенно отличается по цвету от Ch. Luciliae и Ch. sardensis. Цветение, как я вижу по вашим публикациям, происходит у господина Барра в их питомнике Тутинг, мне нет необходимости описывать её очень подробно, но я могу сказать, что я верю, что она будет вызывать большое восхищение, если за ней правильно ухаживать»
В 1892 г. Уиттолл вывел еще один «вид», отличающийся от S. gigantea большим количеством цветков, а возможно, и более крупными цветками: Chionodoxa allenii D. K.
О Ch. allenii вскоре забыли, возможно, потому, что гибрид Chionodoxa luciliae x Scilla bifolia также имел имя АЛЛЕН.
28 августа 1897 года Уиттолл писал: «Многие происходят из северных отрогов Тауруса и представляют собой растения, найденные Буасье — я назову их Chio: Luc. BOISSIER, чтобы отличить их от клона, впоследствии найденного Георгом Мо в окрестностях Смирны и который является растением, выращиваемым под этим названием сейчас в Европе».
В результате чего на рынки Европы попали несколько видов Chionodoxa, ошибочно определенные как Ch. Luciliae, а затем они были отнесены столь же неверно к Chionodoxa forbesii.
Призыв Роберта Мейкле собрать живые растения в «locus classicus» имел свой первый успех только в 3-ю неделю мая 1969 года, когда сэр Колвилл Барклей посетил Боздаг. На высоте 1580 м он нашел плодоносящие S. bifolia, а на высоте 1650 м первые Chionodoxa Luciliae в разгар цветения. «Эти растения имели красивые крупные цветки около 3,5 см в поперечнике, изысканного бледно-голубого цвета, незаметно переходящего в белый к центру. У большинства растений, которые мы видели, были только один или два цветка, но у некоторых было три. Мы не видели ни одного с более чем тремя. Листья часто выгибались сами по себе. Эти хионодоксы были абсолютно одинаковыми по форме, размеру и цвету во всех ареалах, где мы видели их между 1650 и 1890 м, хотя на большей высоте мы также нашли два отличающихся от других растений экземпляра. Луковицы были зарыты глубоко среди плотно утрамбованных камней во влажной, хорошо дренированной почве. Мы продолжали находить хионодоксы, пока не достигли точки таяния снега на высоте около 1830 м, и здесь, к нашему удивлению, мы обнаружили S. bifolia и Ch. luciliae, растущие вместе у края сугроба. К этому времени все Сциллы уже отцвели. Два упомянутых исключительных растения могли быть разновидностями Ch. luciliae. Один из них был чисто темно-синего цвета (близок к S. bifolia) и не имел белого центра; у другого цветок был меньше, чем у Ch. lucuiae, и был более темно-синего цвета с более контрастным белым центром. Было бы интересно, если бы будущие посетители Боздага могли высматривать аномальные растения».
Тем самым Майкле попытался устранить противоречия относительно Ch. Luciliae, составив подробное описание, включая рисунки ее отличительных признаков и общего вида, а также дал пояснения в результате чего возникла путаница относительно этого вида, опубликованное в 1970 году, в статье: «Chionodoxa luciliae, a taxonomic note» − Journal of the Royal Horticultural Society 95: 21−24, London.
Благодаря работам Мейкле, Андерсона, Синге и Шпета, удалось разобраться с некоторыми такими видами и свести их в синонимы Chionodoxa Luciliae:
Chionodoxa allenii hort. 1892 in D. K., Garden (London) 38: 211.
Chionodoxa gigantea Whittall 1889 in Barr & Son, Autumn catalogue 1889: 3.
Chionodoxa grandiflora Ware ex Wilks & Weathers 1970, Journal of the Royal Horticultural Society 95: 20−21.
Chionodoxa luciliae Boissier var. allenii hort. 1893 in Watson, Garden & Forest 6: 55.
Chionodoxa luciliae Boissier var. grandiflora hort. 1892 in D. K., Garden (London) 38: 211.
Описание: Луковица от яйцевидная или округлая, 9-25×10-21 мм; внешняя чешуя снаружи темно-коричневая; с внутренней стороны светло-коричневая; Внутренние чешуи кремово-белые, иногда светло-коричнево-желтые. Листьев в количестве 2 (-3), 3-12 × 0,4-1,1 см, загнутых назад или распростертых. Цветонос преимущественно одиночный, высотой 3-10 см, с 1-2(-3) цветками. Цветоножки 2-3 см длиной, прямостоячие или немного поникающие, без прицветников. Цветки звездчатые, вертикально расположенные. Перигональная часть бледно-голубая, от светло-небесного до светло-пурпурно-голубого, реже розоватая или кремово-белая. Листочки околоцветника 14-25×3-8 мм, раскидистые, прямоугольно-ланцетные, внутренние шире наружных, имеют неправильный контур и выглядят морщинистыми, на верхней поверхности покрыты мелкими блестящими частичками воды, как серебро; центральная зона бледно-окрашенная, широкая, четко выраженная или ее нет, в 3,5-4 раза длиннее трубки венчика. Перигональная трубка 4-5×3-4 мм, узкая колокольчатая или цилиндрическая. Тычинки расположены в форме купола или широкого конуса в середине цветка, прикрывая завязь и отверстие трубки. Нити тычинок длиной 2,5-4 мм, белые, очень редко слегка синие, расположены попеременно, обычно 3 длинных и 3 коротких, редко одинаковой длины. Пыльники желтые, 4-5×0,9-1,1 мм; Цвет пыльцы от оранжевого до золотистого-желтого. Завязь темно-синяя. Столбик примерно 1,5-2 мм длиной. Плоды диаметром 1-1,5 см, от шаровидных до продолговато-шаровидных. Семена шаровидные, 2,5-3×2,5-3 мм, с гладкой поверхностью, черные или темно-коричневые, иногда с небольшим выступом на нижней стороне; элайсома от прозрачной до очень светлой, желтовато-прозрачной; выходит из экзостома; не соеденяется с тестой.
Распространение: В настоящее время этот вид достоверно известен только из Боздага (гора в провинции Измир на Западе Турции). Растения из Акдага могут быть Ch. forbesii, если этот вид удалось кому либо сохранить в культуре.
Время цветения: май-июнь.
Места обитания: открытые горные склоны, безизвестковые почвы, развивающиеся на сланцевых породах; 1414-2133 м.
Кариология: Диплоидное число хромосом составляет 2n = 18 (на материале Ботанического сада города Линц (маркировка S. gigantea), Шпета 1976). Рабочие ядра хромомерные. Данные по ДНК очень похоже на S. nivali. Все предыдущие исследования числа хромосом, которые якобы проводились на Ch. luciliae, скорее всего, относятся к диплоидному Ch. siehi, т.н. растения Г. Мо.
Таксоны Chionodoxa, по данным молекулярного анализа, остаются в пределах группы Scilla bifolia, образуют продуктивные гибриды с S. bifolia и имеют основные соматические особенности, как и у S. bifolia, по числу хромосом.
Все это послужило основанием для отнесения представителей рода Chionodoxa к роду Scilla (Ф. Шпета, Naturk. Jahrb. Standt Linz, 21, 9-79, 1975).
По этому поводу среди ботаников возникало немало споров, но чисто ради «удобства» некоторые авторы предпочитают использовать прежнее название.
По данным Хасан Йылдирим и Юсуф Алтиоглу (Bağbahçe Bilim Dergisi 8(1): 51-95. 2021.), «в естественных популяциях с совместным произрастанием Scilla bifolia и Chionodoxa luciliae, гибридных экземпляров между этими родами не наблюдалось. Однако, если обратиться к литературе (Николсон, 1897), в ботанических садах выращивали так называемый гибрид - Chionoscilla allenii.
Родители этого гибрида, идентифицированные по образцам, были ошибочно названы как Chionodoxa luciliae и S. bifolia. Мы думаем, что это, вероятно, произошло из-за ошибки, поскольку Chionodoxa siehe в течение многих лет была известна под названием Chionodoxa luciliae.
В культуре существует сорт Chionodoxa luciliae ‘Alba’ с крупными чисто белыми цветками.
Благодаря кропотливому изучению литературы, мне наконец то удалось выйти из «трех сосен» и определить какая из хионодокс в моем саду является Chionodoxa luciliae. Она представлена на фото ниже.
Продолжение следует.