Вот и отгремели в России праздники, отмечаемые 23 февраля и 8 марта. Разумеется, это не могло не навеять новых размышлений. Мне давно хотелось уделить внимание именно темам мужественности и женственности, и начну я, конечно же, с женщин. Должна сообщить, что вся ниже следующая информация основана на моем личном опыте и опыте женщин моей семьи. Любые совпадения с объективной реальностью НЕ случайны.
Я родилась и прожила свое детство в непростое для нашей страны время. Среда, в которой я росла, была сложной неоднородной и довольно жестокой. При этом я прекрасно понимала, что за пределами стен дома, в котором я живу, дела обстоят ещё хуже.
Как правило, дети, находящиеся в таких обстоятельствах, быстрее и отчетливее усваивают гласные и негласные правила, принятые как в целом в обществе, так и в конкретной среде. К моему большому сожалению, я усвоила их даже слишком хорошо.
Я каждый день наблюдала перед собой сильных, но замученных жизнью женщин. Все они были состоявшимися в своих профессиях людьми, несли на себе практически всю полноту ответственности за быт семьи и ее социальную жизнь, воспитание детей, принятие решений и ещё многие другие проблемы и вопросы. Кроме своих собственных. До них не доходили руки или не оставалось сил.
Мужчины же, наоборот, в целом не отличались надежностью и многозадачностью. Кто-то пил, кто-то ‘гулял’, кто-то пропадал на работе. Ответственность даже за себя самого явно была для них обременительной ношей. Женщины терпели такое положение дел в меру своих темпераментов и прочих особенностей и обстоятельств. Все их истории одинаково драматичны, хоть и совершенно по-разному проявлены.
Самым удивительным для меня оказался тот факт, что именно такая модель семьи, где мужчина имеет лишь номинальное значение и практически не выполняет никаких функций для семьи, должна была считаться мной патриархальной.
Патриархальность там конечно была и заключалась она в следующем:
· Наличие мужа и детей для женщины являлось обязательным и основополагающим обстоятельством жизни, определяющим всю ее деятельность. Так или иначе, всё крутилось вокруг мужчины. Как будто сама по себе женщина не представляет ценности. ‘Никто тебя такую замуж не возьмет’ звучало как страшное проклятие, а ‘остаться старой девой’ как приговор.
· Второстепенность интересов и положения женщины по отношению к мужчине. Жертвенность, принятие страданий как часть женской идентичности и признак семейной жизни. В народе это называлось ‘простое женское счастье’.
Во взрослой жизни для меня не составило труда найти многочисленные подтверждения превалирующей распространённости именно такой системы отношений в семьях и в обществе в целом, как в массовой культуре, так и среди людей, с которыми я общалась.
Конечно, это наложило отпечаток на все сферы моей жизни. В первую очередь на мое восприятие себя. В целом даже можно сказать, что вокруг попыток вписаться в такой вариант женской идентичности была построена вся моя жизнь. То самое стремление к ‘простому женскому счастью’, которого нам так желают восьмого марта, и которого я сама желала себе и всем своим подругам на все праздники, привело меня в такой жизненный тупик и личностный кризис, из которого было только два выхода: долгая интенсивная психотерапия или максимально печальный исход. Причин этому было масса, но одну из самых важных ролей сыграл тот факт, что я огромное количество раз сама себя ставила в ситуации, унижающие мое достоинство и уничтожающие меня как личность. Даже если это не казалось мне правильным решением, в моменте я просто не видела других вариантов, ведь «все так живут».
К счастью, у меня нашлись возможности для выбора лучшего вариант из двух возможных, то есть длительная работа с психологом. Сначала пришлось разбираться с самим кризисом, поэтому путь к изменению прошлых моделей поведения занял больше трех лет. Первое, что изменилось в моей жизни после этого, это я сама. Изменились мои взгляды на отношения и жизнь.
Сейчас я ощущаю свою ценность без привязки к семейному положению, уважаю свои границы и не готова жертвовать собой ради статусов или одобрения общества, членов моей семьи, знакомых. Ценю здоровье и комфорт выше привлекательности. Учусь любить и уважать свое тело и принимать то, как оно меняется со временем. Учусь дружить с другими женщинами, не самоутверждаясь за их счет. Учусь заботиться о себе и принимать помощь и заботу от других людей. Учусь любить без страданий и надрыва. Учусь бережно относиться к своим чувствам и учу этому своего ребенка.
И теперь всем своим подругам и вам, кто меня читает, я желаю не женского, а уже вашего личного счастья и возможности самостоятельно решать, каким оно будет.