Найти тему

Использование метода положительного подкрепления при обучении собак

Привет друзья!

Методом положительного подкрепления пользуются при обучении любых животных, но особенно он хорош для дрессировки собак. Метод основан на подкреплении желаемого действия питомца при помощи стимула и исключает какое-либо силовое воздействие на собаку.

Обучение собаки
Обучение собаки

Данный метод по силам освоить любому владельцу, он не требует специального образования, регулярности и не отнимает много времени. Для обучения потребуется разумный подход и несколько вкусняшек. В статье я вам расскажу, как обучала при помощи этого метода свою таксу Алису приносить предметы и как быстро научить собаку команде «сидеть».

Рассмотрим несколько примеров, чтобы был понятен сам принцип использования метода положительного подкрепления.

Допустим, нам нужно, чтобы собака знала свое «место» и по команде ложилась именно там. Конечно, можно шлепать и выкрикивать запрещающие команды, когда собака пытается пойти не в то место, которое мы ей определили и делать это до тех пор, пока она не поймет, что в безопасности она будет, только на том месте, которое указываете ей вы. Процесс долгий, нервный и малоприятный для всех участников, да и на взаимоотношения с питомцем повлияет не лучшим образом.

Собака на своем месте
Собака на своем месте

Не проще ли, подведя собаку к нужному месту дать ей лакомство, а нахождение в других частях жилища просто игнорировать? Собаки очень быстро понимают, при каких условиях они получат вкусный кусочек.

Так, ненавязчиво, без негативных эмоций, вы за несколько приемов добьетесь нужного результата. Навык необходимо будет закрепить: поощряя собаку всякий раз, когда она выполняет команду «место», а в последствие это станет для нее нормой жизни.

Разберем ситуацию с подзывом питомца. Как правило, команду «ко мне» мы начинаем осваивать дома и очень быстро получаем положительный результат. Обрадовавшись, мы начинаем ходить на прогулки с питомцем в парк или на площадку для выгула, смело отпускаем его с поводка и наслаждаемся его весельем и играми с сородичами. Но наступает время идти домой, мы подзываем собаку, цепляем ее на поводок и отправляемся домой. Все просто замечательно, все довольны.

Проходит некоторое время, и на очередной прогулке мы, отдав команду «ко мне» получаем неожиданный результат: собака, посмотрев на нас, галопом несется в противоположном направлении. Мы в недоумении: дома команда «ко мне» выполняется всегда безупречно, и что вдруг могло случиться на прогулке. В мыслях мы начинаем прокручивать варианты, каким же способом продолжать обучать питомца, чтобы добиться нужного результата. Нам даже в голову не приходит, что мы сами обучили собаку не подходить к нам в конкретной ситуации.

Собака в парке
Собака в парке

Разберем подробно возникшую проблему. Если немного подумать и поискать разумное объяснение такого поведения питомца, то все станет ясно. Посудите сами: в стенах жилища свою собаку мы подзываем достаточно редко, а результатом подзыва зачастую бывают приятные для собаки моменты. Подозвали – приласкали, угостили, покормили или позвали гулять.

На улице происходит иначе: мы подзываем собаку и лишаем ее приятных моментов (общения, игр). Собака понимает: если она не будет подходить, то сможет еще какое-то время погулять, а подойдя к нам – немедленно окажется дома. В данном случае положительным подкреплением для собаки явилась возможность подольше погулять.

Столкнувшись с нежелательным поведением собак, эффективней было бы, если хозяева думали не о том, как их наказывать, а о том, как правильно их поощрять за хорошее поведение.

Как работает положительное подкрепление

Положительное подкрепление процесс поэтапный.

Изначально мы должны сделать первый шаг в нужном направлении. Например, мы хотим научить собаку приносить предмет по команде. Пусть это будет резиновая палка, а команда «аппорт».

Возьмем резиновую палку, лакомства, запасемся терпением и будем ждать, когда наш пес проявит интерес к данной вещице. Как только собака подошла понюхать палку, мы громко произносим команду «аппорт» и выдаем лакомство. Конечно, на данном этапе собака не понимает, что нам от нее нужно и отходит от палки.

Мы терпеливо ждем, пока собака подойдет к палке, чтобы понюхать ее, и опять произносим команду и выдаем лакомство. Делать это нужно до тех пор, пока собака не поймет, что тыкаясь носом в палку по команде «аппорт» она получает вкусный кусочек. Этот уровень понимания и есть самый первый шаг к успеху, он же самый медленный.

Собака нюхает палку
Собака нюхает палку

Переходить к следующему этапу обучения можно будет тогда, когда вы закрепите начальный навык. Очень важно, чтобы все этапы заканчивались достижением уровня полного понимания. Закрепленным, навык будет считаться тогда, когда на пять отданных вами команд, будет пять незамедлительных правильных реакций. Как только вы этого достигните, то можно смело переходить к следующему этапу обучения.

Этап формирования поведения – еще один маленький шажок к намеченной цели, который поможет обеспечить безусловное выполнение всей цепочки. Суть формирования поведения сводится к тому, чтобы исполнение заученной команды сделать еще более четким. Достичь этого можно, если вознаграждение задерживать.

Допустим, собака три раза подошла по команде к нужному предмету и получила награду, а на четвертый раз мы награду не даем. Как правило, такие наши действия побуждают собаку действовать быстрее и точнее: на пятый раз по команде, собака окажется около нас в два прыжка и попытается схватить палку зубами – за эти действия она получит лакомство. С этого момента собака будет получать кусочек только за такие действия.

Закрепляем данный навык известным нам способом: из пяти отданных команд, пять подряд должны быть выполнены на «отлично». В итоге у нас будет сформирована цепочка: «команда – подход к палке – собака взяла палку в зубы». После этого можно усложнять задачу дальше, по вышеописанной схеме. Следующие шаги: бросаем палку - собака, взяв палку в зубы должна ее принести и отдать. Подкрепляем каждое правильное движение и двигаемся к намеченной цели.

Чем дальше мы двигаемся, тем быстрее наступает уровень полного понимания. Собака, которую мы обучаем все быстрее и быстрее понимает, что от нее хотят. В итоге брать и приносить вам резиновую палку собака научится достаточно быстро, вы сами удивитесь насколько быстро.

Итак, что мы имеем: процесс обучения происходит без физического давления, в интересной форме для собаки. Причем мы используем лакомство не для того, чтобы соблазнить собаку и получить нужное нам движение, а для того, чтобы подкрепить (наградить) ее добровольное движение в нужном нам направлении.

Если модель поведения сформирована, вознаграждаться должна только самая быстрая и ярко выраженная реакция. Порой собаке нужно будет выполнить отработанную цепочку несколько раз, прежде чем она получит награду.

По поводу вознаграждения, кроме лакомств, можно использовать что-то иное, что нравится вашей собаке, за что она готова будет выполнять команды.

Как я учила Таксу Алису приносить предметы.

Я взяла баночку с лакомствами, резиновое кольцо (игрушка для собак) и села на диван. Протянула кольцо Алиске со словами «возьми», и когда она его понюхала, похвалила и дала лакомство. В течение нескольких минут собака тыкалась носом в кольцо, но лакомство получала только в случае, когда проявляла еще какие-нибудь действия (лаяла, ударяла по кольцу лапой, царапала мою коленку) для получения вкуняшки.

Первый этап обучения собаки - возьми
Первый этап обучения собаки - возьми

Когда Алиса, ткнувшись очередной раз в кольцо носом, попыталась его схватить зубами – она тут же получила заветный кусочек. И после нескольких повторений этот навык у нее закрепился. Теперь она четко знала, что кусочек дают за кольцо в зубах и по команде «возьми» хватала кольцо зубами.

Собака взяла кольцо в зубы
Собака взяла кольцо в зубы

А дальше я бросила кольцо со словами «возьми» и собака сама побежала за ним, взяла в зубы и вернулась с ним в зубах ко мне. Как-то, само-собой вышло, что Алиска сообразила, что кольцо нужно нести мне, хотя это логично – надо же получить награду, а она у меня. За такую работу, Алиска получила похвалу и кусочек. Закрепив данный навык, мы закончили наши занятия, потратив всего минут 15 времени.

Собака несет кольцо
Собака несет кольцо

Конечно, невозможно заранее определить модель формирования поведения собаки при выполнении задачи. Как правило, темп и ритм обучения во многом зависит от самой собаки. И еще, что нужно знать владельцам – обучать собаку чему-то новому можно в течение всей ее жизни, это пойдет ей только на пользу. Важно только чтобы задачи были по силам, с учетом возраста и индивидуальных особенностей питомца.

В конце хочу рассказать, как научить собаку команде «сидеть» за 2-3 минуты, не прибегая к какому-либо давлению.

Для отработки этой команды мы не будем ждать желаемого действия от собаки, а спровоцируем ее на движение, показав лакомство. Когда собака подойдет, коснитесь лакомством кончика носа собаки, произнесите «сидеть», и медленно переместите кусочек немного вверх и назад (над головой собаки). Когда голова собаки вслед за лакомством поднимется вверх и назад - задняя часть туловища автоматически опустится. Вот вы и сели! Похвалите собаку и угостите лакомством. Далее произносим «сидеть» и ждем верного движения: если собака села – выдаем награду. Остается только закрепить, полученный навык несколькими повторениями.

Алиса научилась команде «сидеть» в 4-х месячном возрасте, после двух упражнений с кусочком над головой, на третий раз по команде – села сама.

Надеюсь, что данная методика поможет вам в обучении хвостиков.

#обучениесобак #положительное подкрепление

PS: Подписка, лайк и комментарии помогают каналу развиваться. Спасибо!