Летом прошлого года взрыв ракеты повредил одно из зданий Таганрогского художественного музея. Пострадали 22 произведения искусства, в их числе картины Валентина Серова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. На эту беду тут же откликнулся Русский музей. В Таганрог отправились заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин и заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро. C собой они взяли уникальную мобильную лабораторию и арсенал инструментов для оказания первой помощи.
У картин были зафиксированы порезы, порывы, поврежден лакокрасочный слой. Сильно пострадала графика, а скульптура «Портрет мальчика» была расколота. На картине Константина Коровина «Терраса» появилось два сильных прорыва и многочисленные царапины. Утраты краски образовались на полотне Анри Шопена «Благословение Ревекки» и на прекрасной работе Александра Леонтовского «Дама в белом».
Реставраторам на месте удалось буквально за два дня законсервировать самые сложные повреждения и провести съемку. Почти сразу стало понятно, что требуются исследования, а затем большие реставрационные работы, которые решили выполнять в мастерских Русского музея. Так шедевры из Таганрога отправились в Петербург. Отреагировал на происшедшее и «Газпром», оказав поддержку комплексной научной реставрации.
18 марта, накануне реставрационного совета с участием специалистов Таганрогского музея, в мастерских Русского музея перед журналистами предстали все спасенные произведения из Таганрога. Генеральный директор Русского музея Алла Манилова сказала: «Мы сегодня с радостью объявляем, что реставрация завершена». 25 апреля на международной конференции по проблемам реставрации — Нерадовских чтениях в ГРМ — работы из Таганрога будут показаны на выставке для широкой публики. Затем экспозиция «Спасенные шедевры. Русский музей — Таганрогу» отправится в Ростов-на-Дону, а после — в родной музей, в город, основанный Петром I и очень близкий петербуржцам.
В реставрационных работах, которые были осуществлены в рекордные сроки, участвовали специалисты трех отделов — реставрации станковой масляной живописи, реставрации произведений, выполненных в смешанной технике, и мастерской каменной и гипсовой скульптуры.
На картине Константина Коровина «Терраса» мастера устранили прорыв холста встык — то есть расплели и затем заново сплели нити. Донорские ниточки брали с кромки холста. Авторский холст дублировали на картинах Филиппа Малявина «Баба» и Анри Шопена «Благословение Ревекки». С картины Станислава Жуковского убрали все поздние записи. Во время исследования картины Николая Рериха обнаружили, что художник сначала изобразил на картине чаши в руках персонажей, а затем их закрасил.
«Это совершенно новый опыт восстановления предметов, которые получили повреждения такого характера. Знаменитая реставрационная школа Русского музея, которая известна своим научным подходом, справилась с этим блистательно. Мы благодарим наших партнеров ПАО «Газпром» за всестороннюю помощь. Благодаря их поддержке мы получили в том числе возможность передать бесценный опыт молодым реставраторам, которые участвовали в мастер-классах в рамках проекта «Друзья Петербурга», — сказала Алла Манилова. — С «Друзьями Петербурга» Русский музей формирует молодежный актив будущих реставраторов, они познают азы сложнейшей профессии, которая вбирает в себя много направлений от искусствоведения до биологии».
Фото: пресс-служба Государственного Русского музея, Михаил Борисов.
#культурныйкод