В 2016г. с Алексея в пользу Анны были взысканы алименты в размере 1/3 от всех видов заработка ежемесячно на содержание детей – Полины и Николая.
Алексей алименты переводил нерегулярно, образовалась задолженность в размере
1 336 826 руб. 08 коп.
В 2022 году дети Анны и Алексея достигли возраста совершеннолетия.
Полина и Николай, полагая, что теперь отец должен выплачивать долг им, обратились в суд с заявление о замене взыскателя по исполнительному производству.
Определением мирового судьи судебного участка от 29.11.2022г. заявление было удовлетворено, произведена замена взыскателя.
Апелляционным определением отменен судебный акт первой инстанции, по делу принято новое определение, которым в удовлетворении заявлений о замене взыскателя отказано. Кассация все переиграла, оставив в силе Определение о 29.11.2022г.
Дело дошло до Верховного суда РФ, который в Определении №69-КГ23-13-К7 указал следующее.
Мировой судья исходил из того, что выплачиваемые на ребенка алименты имеют целевое назначение и предназначены для реализации прав несовершеннолетнего, в связи с чем суммы алиментов являются не собственностью того родителя, с которым проживает ребенок, а собственностью ребенка, на которого они предназначаются.
Применительно к положениям статей 80 - 81 Семейного кодекса Российской Федерации получателем алиментов является родитель, содержащий ребенка, он же является взыскателем в исполнительном производстве.
Таким образом, разрешая вопрос о процессуальном правопреемстве, следует учитывать, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении.
Удовлетворяя заявления Полины и Николая, мировой судья, с которым согласился суд кассационной инстанции, в качестве основания для замены стороны в исполнительном производстве о взыскании алиментов указал на достижение заявителями возраста совершеннолетия (18 лет).
Однако указанное обстоятельство в качестве основания правопреемства по выплатам задолженности по алиментам нормами семейного законодательства, гражданского процессуального законодательства и Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V данного кодекса.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (часть 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации).
Образовавшаяся к моменту достижения ребенком совершеннолетия или к моменту признания его дееспособным до достижения совершеннолетия задолженность по алиментам подлежит взысканию в пользу взыскателя на основании исполнительного документа.
Неполучение взыскателем (получателем алиментов) средств на содержание ребенка от должника в установленном в исполнительном документе размере влечет дополнительное обременение взыскателя, так как алименты в силу закона должны уплачиваться регулярно и в полном размере.
Соответственно, погашение образовавшейся задолженности по алиментам носит компенсационный характер для получателя алиментов, и право требовать образовавшуюся задолженность при достижении ребенком совершеннолетия у родителя, в чью пользу они взысканы, не утрачивается.
Таким образом, оснований полагать, что взыскатель (получатель алиментов) выбыл из материальных правоотношений, не имеется.
Алексей должен выплатить долг Анне, а вот Анна своим совершеннолетним детям уже ничего не должна, раз это компенсационная выплата за те расходы, которые она единолично несла пока воспитывала детей до их 18-и летия.