Продолжая рассматривать Книгу пророка Иеремии в её историческом контексте надо отметить тот факт, что во время проповеди пророка о падении Иерусалима и уведении иудеев в плен Вавилонский, начинает усиливаться контраргументация лжепророков, они на площадях и рынках, в храме Господнем и во дворце царя, с одержимостью единогласно внушают народу и вельможам, что Иерусалим выдержит осаду Вавилонского царя и войско его будет разбито.
Иеремия носит на своей шее деревянное ярмо, в знак того, что те люди, которые не смиряться под иго халдеев, будут истреблены.
Лжепророки не могут позволить иное мнение в своей среде, поэтому Иеремию нужно ниспровергнуть и один из них по имени Анания,
взял ярмо с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою. (Иер. 28, 10-11).
В ответ пророк Божий поступает поразительно. Он не спорит, ничего не доказывает, не настаивает на своей правоте, он признаёт, что может заблуждаться.
Он признаёт, что Бог и через другого пророка может говорить Свою волю.
Поэтому Иеремия не говоря ни слова поворачивается и уходит.
Так поступали все истинные пророки Божии: они отстаивали и провозглашали только Правду и Истину Божию, не свою истину и правду, и даже не общечеловеческую…
А Правда и Истина, способны защитить Себя сами.
Но когда Иеремия ушёл, ему тут же является Бог и говорит:
иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное. (Иер. 28, 13).
Пророк возвращается и перед народом, и священниками предвещает в этом году Анании смерть, за ложь и совращение народа с “пути жизни”, а тем кто не покорится Навуходоносору — ярмо железное.
И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце. (Иер. 28, 17).
Этот инцидент с лжепророком ещё раз свидетельствует о том, что истинные пророки уповали не на свои силы, слова и возможности, а на Бога. Они не пытались угодить народу, князьям и царю, но искали только Бога и Его Правду.
После этого столкновения с Ананией пророк Иеремия продолжая своё служение пишет послание в Вавилон тем соотечественникам которых Навуходоносор пленил годами ранее.
Это была золотая молодёжь, лучшие из лучших…
Когда царь Вавилонский первый раз напал на Иерусалим, он пленил царя Иудейского Иехонию, весь его двор и 3 тысячи юношей из богатых и знатных семей.
Вместо Иехонии Навуходоносор назначил царём Иудеи Седекию, который поклялся служить своему суверену и быть в вассальной зависимости.
Однако, через некоторое время он заключил военный союз с Египетским царём против Вавилона и царь Навуходоносор второй раз пришёл под стены Иерусалима, чтобы окончательно его разрушить и пленить уже весь народ.
И вот пророк Иеремия отправляя своё послание в Вавилон усугубляет и так своё шаткое положение, его жизнь висит на волоске. Он пишет:
стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь. (Иер. 29, 5-6).
Иеремия, вопреки лжепророкам, которые говорили, что Вавилон через 2 года падёт, пророчествует долгий плен, который продлится 70 лет.
Люди обычно имеют тенденцию думать, что постигшее их зло — это некое недоразумение, это не надолго: “Сейчас помолимся и Господь всё управит, враг будет разбит и победа будет за нами”.
Старшие поколения советских людей хорошо помнят, какой ценой далась нашей стране победа в Великой Отечественной Войне.
Хотя в 1941 году многие люди были убеждены, что через несколько месяцев война закончится.
Итак, пророк Иеремия бесстрашно пишет своим пленённым соотечественникам, что плен продлится долго, поэтому стройте, сажайте, разводите, питайтесь и размножайтесь, и добавляет от имени Бога:
и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. (Иер. 29, 7).
Читая это послание Иеремии приходит понимание того, что это не частное мнение пророка, а заповедь Господа ветхозаветным людям молиться за врагов своих.
Это указание, как верующим людям, в том числе и христианам, надо жить в плену, если они там оказались.
Нельзя ненавидеть это место, город или государство, но нужно молиться Богу о их благоденствии. Особенно это касается переселения целого народа, или его части, то есть диаспоры.
Так вот эти вынужденные переселенцы должны приложить все усилия для процветания и мирного существования того города и государства в котором они оказались.
И Бог им обещает за это мир и спокойствие.
Вроде бы логично: если там где ты находишься царит мир и благосостояние, то это всё распространится и на тебя.
Но есть некая тонкость, она касается отношения человека с Богом.
Такая заповедь Бога о молитве за того, кто меня захватил, пленил и поработил, а тем более пожелание ему всяческого блага, может рассматриваться неверующим человеком, как слабость, униженность, бессилие и тщедушность.
Как можно молиться за врагов и желать им добра?!
Нужно сражаться, оказывать сопротивление, бороться за свою свободу!
А верующие люди, уповающие на Бога, понимают, что захватчики это не только враги, но они, прежде всего, — бич Божий, возмездие и наказание за грехи.
Тем более, что есть пророк, который свидетельствует, что это не кратковременная оказия, а продолжительная скорбь, которая уйдёт только тогда, когда совершится духовное перерождение в народе.
И нужно вознести много молитв за своих поработителей и вложить в эту чужую страну, где им придётся жить, много труда и стараний для её процветания.
Именно, как перст Божий и наказание за грехи, восприняли русские люди нашествие татаро-монгольской орды.
И прошло очень много лет, прежде чем они смогли смириться и исправиться, и тем не менее, всё это время находились духовные люди, которые молились за благосостояние Ордынского ханства и даже об открытии епархии Русской Православной Церкви в городе Сарае.
Продолжение истории пророка Иеремии, если Бог благословит, читайте в следующих статьях.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Почему история и судьба пророка Иеремии может помочь людям находящимся в жизненном кризисе?