«Я считаю себя каким-то исключением, честно говоря. Потому что из числа тех, кто пришли в полк в 1943 году, до рейхстага дошли очень немногие. Конечно, 1943 год — это переломный год. Было значительно больше огневых средств: и танки, и пушки, и пулеметы. И народ был более обучен уже к тому периоду. Хотя все равно гибло много очень людей».
Так вспоминал о своем фронтовом пути Сергей Романовцев. Он прошел трудный путь от Харькова до Берлина, за свои заслуги награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза. В сегодняшнем материале расскажем, как его пулемет «Максим» отразил атаку превосходящих сил и поразил командование полка.
Помочь фронту
Сергей родился 29 сентября 1925 года в Туле. Великая Отечественная застала его во время учебы в машиностроительном техникуме. Летом 1941 года Романовцева вместе с другими учениками отправили под Смоленск на строительство оборонительных рубежей. Осенью немцы прорвали ее, Сергей отступал на восток вместе с частями Красной Армии. Когда фронт подошел к Туле, 16-летний парень записался добровольцем в отряд истребителей танков. При помощи бутылок с зажигательной смесью он должен был уничтожать вражескую бронетехнику. Романовцеву повезло, до его участка противник не дошел.
В марте 1943 года 17-летнего Романовцева призвали в Красную Армию и зачислили в пулеметное училище. Но окончить его Сергей не успел, на передовую требовались новые резервы, поэтому курсантов периодически направляли в войска в составе маршевого пополнения. В августе 1943 года срочным порядком он был выпущен из училища в сержантском звании и определен в 88-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая находилась тогда на Курской дуге. Сергей служил командиром станкового пулемета «Максим».
Командир расчета станкового пулемета
Романовцев отличился 12 февраля 1944 года во время сражения под Кривым Рогом. В тот день его расчет отразил семь контратак противника в районе деревни Широкое. На счету гвардии сержанта было несколько десятков немецких солдат. В ночь на 2 марта Сергей в составе отряда комсомольцев-добровольцев совместно с разведчиками форсировал реку Ингулец и закрепился на противоположном берегу. Вскоре враг начал атаковать отряд, чтобы сбросить бойцов в реку. Комсомольцы стойко держали оборону. Сражение было настолько тяжелым, что дошло до рукопашной. Романовцев вспоминал, что немецкий унтер-офицер выбил ему прикладом автомата два коренных зуба, повредил челюсть. Гвардии сержант чудом выжил и, превозмогая боль, остался в строю.
3 марта подошло подкрепление, советские войска стали продвигаться на запад. Через три дня батальон вышел к поселку Цветково. Советская пехота перешла в наступление, а пулеметный расчет Романовцева поддерживал ее огнем. Но оборона была слишком прочной, наши бойцы стали отступать. В этот момент немцы перешли в контратаку при поддержке бронетехники. Воспользовавшись моментом, враг мог прорвать советскую оборону и нанести серьезное поражение батальону. Положение мог спасти «Максим» Романовцева, расположившийся на фланге. Вот что вспоминал ветеран:
«Если мы их не остановим, то танки сумеют развить свой неожиданный успех. Надо во что бы то ни стало сорвать атаку. Установив пулемет, длинной очередью ударил по фашистам. Расстояние 50-60 метров. Фланкирующий огонь пулемета — самый губительный. “Падают, падают!” — закричал мой товарищ Леня Рожков. А у меня в мозгу только одна мысль: “Максимка, не подведи, не откажи”. Шесть лент было выпущено против них. Руки на весу онемели и заныли до самых плеч».
Расчет Романовцева остановил атаку пехоты, но вскоре бронетехника засекла позиции пулемета и открыла огонь: «“Максим” не отказал. Остыв от горячки боя, мы пережили повышенное эмоциональное возбуждение: радовались тому, что сорвали немецкую атаку, отомстили за гибель наших товарищей. Однако минуты радости были короткими. Танки развернули свои орудия и выпустили несколько снарядов. Расстреляв весь боекомплект, я вдруг подумал: “А что делать дальше?” На наше счастье заговорила батарея противотанковых пушек В.А. Артюхина. Она вынудила немецкие танки пятиться назад.
Нам надо как-то уходить. Но это же весна, и грязь непролазная — там же чернозем. Мы взяли с собой одно тело погибшего из нашего расчета и по прошлогодним будылям подсолнечника вернулись к своим. Ну и, естественно, было удивление у тех, кто ранее отступил, что мы вернулись живыми и с пулеметом. Командир полка меня вызвал и спрашивает: кто стрелял? Я ему говорю, что это был я. Он меня обнимает, командир полка Субботин».
За эти бои Сергей Дмитриевич Романовцев был удостоен звания Героя Советского Союза. Храбрый пулеметчик продолжил службу и дошел до Берлина, был награжден орденом Славы III степени, Красного Знамени. Победу встретил уже в звании гвардии старшего лейтенанта, на должности комсорга полка. В мирное время Сергей служил во внешней разведке, находился в качестве представителя МИДа за рубежом, успешно выполнял поставленные задачи. В 1992 году ушел в отставку. Ветеран скончался в 2022 году в возрасте 96 лет.
Узнать больше о героизме советских солдат на фронте вы сможете на экспозиции Музея Победы «Подвиг Армии».
#МузейПобеды #ПодвигАрмии
Источники:
1. Проект «Warheroes»
2. Проект «Наши воины века XX»
3. Проект «Память Народа»