Найти тему
Елизавета Красная

Марк Шагал и Белла: история любви в картинах

Она — Бася-Рейза Розенфельд, 8 ребенок в хасидской семьи ювелиров.

Он — Мовша Шагал, первый из 9 детей бедной семьи с окраины.

Они оба росли в Витебске, городе черты оседлости, которую в XVIIIв Екатерина II определила для еврейского населения.

Мовша и Бася  впервые встретились в 1909 в Витебске. Ей было 19 лет, ему 22.

Бася была прекрасно образована. Она свободно владела тремя языками (русским, идишем и французским), занималась в студии Станиславского, писала стихи и увлекалась философией.

-2

Хотя на момент знакомства Мовша уже был в отношениях, он сразу же понял, что Бася — та самая. Чувства оказались взаимными.

Но обрести семейное счастье им удалось лишь спустя годы. Шагал уехал работать в Париж. Четыре года прошли в разлуке и нежной, поэтической переписке.

В 1915 Мовша возвращается в Витебск и они играют свадьбу.

Интересно, что впервые тема «Любовников» зазвучала в творчестве Шагала именно в этот период. Встреча с Беллой после долгой разлуки, свадьба, вдохновили его на создание образа влюбленной пары, дарящей чувство нежности и хрупкости.

-4

В 1922 Шагалы перебираются в Берлин, в 1923 — в Париж. В Европе Бася на европейский манер сменила имя и стала Беллой, а Мовша — Марком.

В 1941 супругов лишают французского гражданства. В одном из марсельских отелей их арестовывают вместе с другими евреями.

Находящийся во Франции американский журналист Вариан Фрай устраивает скандал, в результате которого местная полиция отпускает Шагалов. Спустя месяц они бегут в США.

Марк и Белла прожили вместе 29 лет. Их любовь закончилась так же внезапно, как и началась. В 1944 Белла внезапно заболела. Сепсис унес ее жизнь буквально за несколько дней.

С уходом любимой жены художник продолжал воспевать ее в своем творчестве. В искусстве Шагала Белла стала больше, чем персонаж или модель: она стала иконографическим типом. Ее образ проступает в библейских циклах 1960-х годов, в изображениях влюбленных 1980-х.

-5

Очень трогательная и нежная история любви, согласны?